АВИАМОДЕЛИ
!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел авиамоделей

Базовые сведения о моделях ракет

Статья из журнала "Моделист-Конструктор"

Эта статья была опубликована очень давно, но я решил, что приведенные в ней сведения очень кратко и доступно объясняют многие фундаментальные понятия в ракетомоделизме. Если вы только начинаете строить свои первые ракеты - ознакомьтесь с этим материалом.

Любая летающая модель ракеты имеет следующие основные части: корпус, стабилизаторы, парашютирующую систему, направляющие кольца, головной обтекатель и двигатель. Выясним их назначение.
Корпус служит для размещения двигателя и парашютирующей системы. К нему крепятся стабилизаторы и направляющие кольца. Для придания модели хорошей аэродинамической формы верхняя часть корпуса оканчивается головным обтекателем. Стабилизаторы нужны для устойчивости модели в полете, а парашютирующая система— для замедления свободного падения. С помощью направляющих колец модель крепят на штангу перед взлетом. Двигатель создает необходимую тягу для полета.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

Основной материал для летающих моделей ракет— бумага. Корпус и направляющие кольца склеивают из ватмана. Стабилизаторы делают из фанеры или тонкого шпона. Бумажные детали склеивают столярным или казеиновым клеем, а другие нитроклеем.
Изготовление модели начинают с корпуса. У простейших моделей ракет он цилиндрический. Оправкой может служить любой круглый стержень диаметром более 20 мм, так как такой размер имеет наиболее распространенный двигатель. Чтобы он легко вставлялся, диаметр корпуса должен быть немного больше.
Важными геометрическими параметрами корпуса модели являются: диаметр d и удлинение λ, то есть отношение длины корпуса 1 к диаметру d (λ = 1/d). Удлинение большинства моделей ракет равно 15—20. Исходя из этого, можно определить размер бумажной заготовки для корпуса. Ширину заготовки вычисляют по формуле длины окружности L = πd. Полученный результат умножают на два (если корпус из двух слоев) и добавляют 10—15 мм на припуск для шва. Если оправка Ø21 мм, то ширина заготовки будет около 145 мм.
Можно поступить проще: обмотать два раза вокруг оправки нитку или полоску бумаги, прибавить 10—15 мм, и станет ясно, какой должна быть ширина заготовки для корпуса. Имейте в виду, что волокна бумаги необходимо располагать вдоль оправки. В этом случае бумага скручивается без изломов.
Длину заготовки вычисляют по формуле 1 = λ • d. Подставив известные значения, получим L = 20*21 = 420 мм. Обмотайте заготовку вокруг оправки один раз, оставшуюся часть бумаги промажьте клеем, дайте ему немного подсохнуть и обмотайте второй раз. У вас получилась бумажная трубка, которая и будет корпусом модели. После просушки зачистите мелкой наждачной бумагой шов и остатки клея, покройте корпус нитроклеем.
Теперь возьмите обычный круглый карандаш, намотайте и склейте на нем трубочку длиной 50—60 мм в три-четыре слоя. Дав ей просохнуть, разрежьте ножом на кольца шириной 10— 12 мм. Они будут направляющими кольцами.
Форма стабилизаторов может быть различной. Лучшими традиционно считают такие, у которых около 40% площади находится за срезом кормовой (нижней) части корпуса. Однако и другие формы стабилизаторов дают запас устойчивости, ведь удлинение у модели λ = 15—20.
Выбрав понравившуюся вам форму стабилизаторов, сделайте шаблон из картона или целлулоида. По шаблону вырежьте стабилизаторы из фанеры толщиной 1—1,5 мм или шпона (наименьшее число стабилизаторов — три). Сложите их стопкой (друг на друга), закрепите в тисках и обработайте по краям напильником. Потом закруглите или заострите все стороны стабилизаторов, кроме той, которой они будут приклеены. Зачистите их мелкой наждачной бумагой и приклейте к низу корпуса.
Головной обтекатель желательно выточить на токарном станке. Если такой возможности нет, выстругайте его ножом из кусочка древесины или вырежьте из пенопласта и обработайте напильником и наждачной бумагой.
В качестве системы спасения применяют парашют, ленту или другие устройства. Ленту сделать несложно (см. описание модели ракеты «Зенит»). Как изготовить парашют, объясним подробнее.
Купол надо вырезать из легкой ткани, папиросной или микалентной бумаги или другого легкого материала. Приклейте к нему стропы, как показано на рисунке. Диаметр купола для первых моделей лучше делать 400—500 мм. Укладка показана на рисунке.
схема укладки парашюта
(Такой способ укладки парашюта очень хорошо подходит для матерчатых куполов, либо из пленки. При этом слишком тонкая пленка может слеживаться и не раскрываться в потоке, поэтому тщательно проверяйте работу парашюта, если не уверены в выбранном материале. Если вы используете очень тонкие стропы, следите за тем, чтобы они не спутывались при укладке-раскрытии.).
приклейка строп

Все детали модели готовы. Теперь сборка. Головной обтекатель соедините резиновой нитью (амортизатором) с верхней частью корпуса модели ракеты. Свободный конец строп парашюта закрепите на головном обтекателе.
Чтобы модель легко было наблюдать на фоне неба, окрасьте ее в яркий цвет.
Перед тем как запустить модель, разберем ее полет, прикинем, будет ли удачным наш первый старт.

УСТОЙЧИВОСТЬ МОДЕЛИ

Одной из сложных задач как большой ракетной техники, так и малой, является стабилизация — обеспечение устойчивости полета по заданной траектории. Устойчивость модели — это способность возвращаться в положение равновесия, нарушенное какой-либо внешней силой, например порывом ветра. Говоря инженерным языком, модель должна быть стабилизирована по углу атаки. Так называется угол, который составляет продольная ось ракеты с направлением полета.
Один из способов обеспечения устойчивости модели — аэродинамический — заключается в изменении аэродинамических сил, действующих на нее в полете. Аэродинамическая устойчивость зависит от расположения центра тяжести и центра давления. Обозначим их соответственно ц. т. и ц. д.
С понятием ц. т. знакомят на уроках физики. Да и определить его нетрудно — путем балансировки модели на остроугольном предмете, например на ребре тонкой линейки. Центр давления — это точка пересечения равнодействующей всех аэродинамических сил с продольной осью ракеты.
схема модели ракеты
Если ц. т. ракеты расположен позади ц. д., то аэродинамические силы, возникшие вследствие изменения угла атаки под действием возмущающих сил (порыв ветра), создадут момент, увеличивающий этот угол. Такая модель будет неустойчивой в полете.
Если ц. т. расположен впереди ц. д., то при появлении угла атаки аэродинамические силы создадут момент, который возвратит ракету к нулевому углу. Такая модель будет устойчивой. И чем дальше ц. д. смещен относительно ц. т., тем большей устойчивостью обладает ракета. Отношение расстояния от ц. д. до ц. т. к длине модели называется запасом устойчивости. Для ракет со стабилизаторами запас устойчивости должен быть равен 5 - 15%.
Как было отмечено выше, ц. т. модели найти нетрудно. Осталось определить ц. д. Поскольку расчетные формулы для нахождения центра давления очень сложны, воспользуемся простым способом его нахождения. Из листового однородного материала (картона, фанеры) вырежьте фигуру по контуру модели ракеты и найдите ц. т. этой плоской фигуры. Эта точка и будет ц. д. вашей модели.
Существует несколько способов обеспечения устойчивости ракеты. Один из них — смещение ц. д. к хвостовой части модели за счет увеличения площади и расположения стабилизаторов. Однако на готовой модели это выполнить невозможно. Второй способ — смещение центра тяжести вперед путем утяжеления головного обтекателя.
Проведя все эти несложные теоретические расчеты, вы можете быть уверены в успешном старте.

ОДНОСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ С ПАРАШЮТОМ

Предлагаемая модель может быть рекомендована для соревнований на продолжительность полета.
Корпус—из двух слоев чертежной бумаги, склеен столярным клеем на оправке диаметром 22 мм. В нижней его части закреплена обойма под двигатель.
Направляющие кольца — из четырех слоев чертежной бумаги, оправкой для них служит круглый карандаш диаметром 7 мм. Три стабилизатора из фанеры толщиной 1 мм приклеены нитроклеем встык к нижней части корпуса.
Головной обтекатель выточен на токарном станке из березы и соединен с корпусом резиновой нитью.
Купол парашюта круглый, диаметром 500 мм, из микалентной бумаги. Шестнадцать строп из ниток № 10 прикреплены к головному обтекателю.
Вся модель после сборки покрыта тремя слоями нитролака и окрашена нитрокрасками полосками черного и желтого цвета. Масса модели без двигателя 45 г.

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ «ЗЕНИТ»

Эта модель сконструирована для соревнований «спуск на ленте», а также на высоту полета.
Корпус склеен из бумаги на оправке 20,5 мм. Стабилизаторы — из фанеры. Головной обтекатель — из липы.
Лента размером 50X500 мм изготовлена из микалентной бумаги. Одной из узких сторон при помощи амортизатора (резиновой нити) крепится к корпусу.
Масса модели без двигателя — 20 г.

Если вы не имеете возможности доставать оригинальные ракетные двигатели, то можете поэкспериментировать с самодельными, (не забывая о безопасности конечно). Вместо самодельного двигателя можно использовать ракеты-феерверки, охотничьи или спасательные сигнальные патроны. Если знаете хороший рецепт изготовления двигателя в домашних условиях, поделитесь. Мне в этой сфере опыта слегка не хватает.


Опубликовал:
загрузок 21003 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 73

[1] [2] [3] [4]
1. Гость     (2 Января 2007, 10:05)
По - моему это нормальное, хорошое описание.
Но меня мучает вопрос - какой двигатель подходит к "Зениту" - 2,5 Н или 5Н?
2. Prohfesor     (4 Января 2007, 00:38)
По-идее, это зависит от того, каких результатов ты хочешь достигнутть.
Ведь имея двигатель 2.5 Н и массу ракеты без двигателя 20 г, ты можешь быть уверенным в уверенном старте и наборе высоты.

Но если эта модель будет использоватся на соревнованиях, то тип двигателя будет определятся правилами.
3. Инженер     (26 Марта 2007, 16:57)
Как это вы туту предлагаете сделать ракету из бумаги??? И к ней ещё прилепить двигатель??!!!
К ракете, которая весит 20г????
Лучше говно на спичку намазать, чем это выделывать!
Обьясните мне пожалуйста, как вы хотите двигатель вделать
4. Prohfesor     (28 Марта 2007, 08:00)
Специально для детей природы:
RTFM: смотри чертеж!
5. Hydrazin     (8 Апреля 2007, 22:04)
Нормальные чертежи. Правда старые как мир. Эта статья взята из очень старой Советской книжки по ракетомоделизму. Я её читал ещё в 1992 году, а издана она где-то в середине 80-х. И моделист конструктор взял эту статью именно оттуда. Правда все тамошние ракеты слишком малых размеров. В США например ещё в 50-х годах люди запускали модели весом в несколько килограмм, и самодельными движками.
6. Hydrazin     (8 Апреля 2007, 22:10)
А товарищ инженер напрасно недооценивае прочности бумаги. Я лично использовал картонную трубу с толщиной стенок в 5мм для корпуса ракеты длиной около метра. Она падала без парашута с высоты около километра, втыкалась почти до половина в почву , при этом труба оставалась без особых повреждений и использовалась повторно.
7. Prohfesor     (10 Апреля 2007, 15:58)
По-моему таких труб можно набрать целую кучу от рулонов с тканью.

Если кому нужно, могу достать.

А интересная идея, стоит попробовать.
Hydrazin, ты двигатель делал самодельный? Заливал пластифицированное топливо прямо в "трубку"?
8. Hydrazin     (14 Апреля 2007, 23:38)
Да движёк сам разработал. Нет топливо как правило жидким так чтобы заливать не бывает, окислителя много. Я его пресовал в мягком состоянии, затем он застывал в монолит. А сам движёк не из бумаги разумеется, это ерунда детская. Я придумал хлорвиниловую трубу использовать, хотя эту идею предлагают Американские коллеги, я сумел создать принципиально иную, намного более мощную концепцию. Хотя признаюсь уже отказался от хлорвинила, очень хрупок. Перешёл на углепластиковые композиты. Но надо сказать в своём классе хлорвинил превосходен в соотношении цена/мощность. Эта разработка будет очень долго жить в качестве мощного дешёвого одноразового двигателя.
9. Prohfesor     (16 Апреля 2007, 07:47)
А можно ли где-то прочитать о таких двигателях?
10. Гость     (19 Апреля 2007, 22:46)
Можно конечно, в интернете поищи,там очень много информации, но на иностранных сайтах в основном. Так что если владееш английским языком найдёш быстро. Извини Prohfesor но у меня закрались смутные сомнения на счёт твоего возраста, та часом не подросток? А то изготовление двигателя может очень плохо закончиться. Без специальных знаний и навыков это очень опасно.
11. Prohfesor     (20 Апреля 2007, 07:49)
Нет, часом не подросток
Согласен, что делать топливо "на кухне" опасно. Я не так уж много экспериментировал с этим, потому как раз нету тех самых знаний у умений.
Но статьи изучить было бы интересно, и заодно на сайте их опубликовать.
12. Hydrazin     (20 Апреля 2007, 22:21)
Поокуратней с "опубликовать", а то эту статью соответствующие органы расценят как распространение опасной информации про самодельные устройства, сам знаеш какое сейчас время. Я не рекомендую, потому как здесь всё контролируется и это попадает под раздел изготовление и хранение. Это в Америке свобода слова там пишут всё что угодно и никто за это не преследует.
13. Константин     (22 Апреля 2007, 14:16)
Вашему вниманию предлагается Пиротек - www.pirotek.ru
Изготовление фейерверков, взрывчатых веществ и пиротехнических устройств из материалов доступных каждому, по технологиям понятным всем! Море практической и теоретической информации!
14. Гость     (9 Января 2008, 18:14)
да херня ети ваши ракеты!!!купите феерверк да не партесь!!!без хуев поастаетесь!!!!
15. Fenix     (12 Февраля 2008, 11:01)
Напишите пожалуйста рецепт какого то хорошего топлева
16. SEVEROK     (15 Февраля 2008, 14:16)
GLAMMER СЛЕСАРЬ БЛИН ТЫ ГДЕ?
17. TonyJaa     (19 Февраля 2008, 21:01)
Короче все тут окей! Кто хочет действительно занятся ракето моделированием тот скачайте книги Чувурина "Занимательная пиротехника"! или зайдите на сайт candypaper.narod.ru
18. Fenix     (27 Февраля 2008, 10:11)
огромное спасибо, мне ета книга очень помогла!!
19. dj     (28 Февраля 2008, 12:02)
да старенькие чертежи ну и что он у меня то летает
20. Ваня     (18 Марта 2008, 10:39)
ракета ном) Летала метров еа 300 на сорбитовой карамели) потом эт дело оставил, но щас хочу чонить побольше сделать.
[1] [2] [3] [4]
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.