ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел летательных аппаратов

Выбор материалов для изготовления параплана

Журнал Cross Country

Авторизованный перевод Сергея Елизарова из журнала Cross Country декабрь-январь 2002/2003 г.

Создание парапланов связано с необычными решениями и разумными компромиссами. Стив Узучуква (Steve Uzuchukwu) исследует множество идей и мнений, которые вынуждают конструкторов выбирать особенные материалы для новых куполов.

Мы ожидаем разного от своих парапланов. Спортсмен хочет высокого аэродинамического качества и скорости, хозяин школы – безопасности и живучести. Конструктивные особенности разных типов куполов будут сильно различаться и, таким образом, потребуют различных материалов. Школьный параплан имеет по однй стропе на каждую секцию с большим количеством точек крепления строп, каждая из которых несет небольшую нагрузку и, как результат, купол получится легким. Спортивный аппарат будет иметь минимум строп (насколько это возможно), с редко распределенными точками крепления, несущими большую нагрузку, которая умело распределяется посредством диагональных нервюр. Это приводит к увеличению веса параплана, что, в свою очередь, приводит к серьезным проблемам при сложении/раскрытии купола. Спортсмен очень мало возит купол по земле во время старта и при этом налетывает в воздухе много часов, в то время как школьный параплан снова и снова таскают по земле неуклюжие студенты. Здесь невооруженным глазом видны различия в требованиях к конструкции.

Различные поверхности купола также требуют разных подходов. Можно как угодно отрицательно относиться к продуваемости, но, в тоже время, понимать, что в конструкции параплана необходимы материалы, абсолютно продуваемые. Какие? Ну, например, нервюры, продуваемость которых нас не беспокоит. Там нас волнует прочность (мы ведь не хотим рваных нервюр) и способность противостоять деформации (мы ведь не хотим искажения формы профиля). Продуваемость не означает просто «слово». Фирма Falhawk однажды сделала купол с совершенно дырявыми нервюрами, которые, по идее, должны были способствовать лучшему перетеканию воздуха внутри купола при его сложении/раскрытии.

Все это дает нам представление о трех главных качествах парапланерных тканей.
Первое качество - прочность на разрыв, которая определяет распределение материалов в конструкции купола и может быть охарактеризована как способностью сохранять структуру ткани при неблагоприятных нагрузках. Второе качество – деформируемость, т.е. изменение размера (длины) под нагрузкой. В этом случае, совершенно не имеет значения «крутизна» параплана, если после воздействия нагрузки он изменит свой профиль (форму) и будет летать хуже. Третье качество – продуваемость, т.е. способность ткани пропускать воздух. Если ткань пропускает слишком много воздуха, то неизбежны проблемы с подъемом купола и, в конечном счете, полный срыв потока (deep stall). Продуваемость - наиболее распространенный критерий среди всех трех. Она измеряется специальным прибором, который показывает как долго данное количество воздуха будет проходить через фиксированную площадь ткани. Все это кажется вам слишком простым? Что ж, следующие объяснения покажут, как эти три параметра будут меняться со временем.

Разные парапланы находятся под влиянием разных факторов старения, особенно это касается продуваемости. Один конструктор говорил нам, что не надо летать на его параплане с продуваемостью ниже 10 секунд, другой говорил о двух секундах, третий проверял купол с продуваемостью менее 0,4 сек., и считает, что на нем вполне можно летать. Не существует минимальной, рекомендованной цифры продуваемости. Почитайте «Паспорт» вашего параплана или проконсультируйтесь с производителем об особенностях вашего крыла.

В течение всей «жизни» ткань вашего параплана подвергается воздействию ультрафиолета, абразивному износу и пылевой атаке. Ультрафиолетовое излучение может привести к полной потере прочности на разрыв без всякого дополнительного воздействия иных физических неблагоприятных факторов. Старение усиливает это негативное влияние. Производители идут на невероятные ухищрения, чтобы проверить характеристики ткани. Например, изготавливают ветроуказатели из новейших материалов и размещают их в самых различных местах, особенно там, где очень много солнца. Готовые парапланы подвергают обработке паром для увеличения продуваемости до невероятно низкого уровня (меньше секунды) и прогоняют их через все полетные тестовые режимы. Прототипы куполов изготавливают со смежными секциями из различных материалов, чтобы ухудшения были видны наглядно. Один прототип налетал 1200 часов в течение 18 месяцев! Некоторые парапланы проверяют под нагрузкой 18 g, в три раза большей, чем стандартная 6 g при DHV тестировании. Все это показывает, насколько серьезно производители превышают допустимые уровени эксплуатационной избыточности, чтобы получить гарантии безопасности.

Ханнес Папеш (Hannes Papesh), конструктор фирмы Nova, дает нам наглядное представление об уровне требований к различным компонентам параплана на примере его популярного купола Carbon.

Верхняя поверхность: наименьшая продуваемость, высочайшая живучесть (контакт с грунтом, искажение аэродинамической формы в полете и высочайшая устойчивость к ультрафиолету).
Нижняя поверхность: легкость, но при этом высокая прочность на разрыв – без частого контакта с грунтом и без сильного воздействия ультрафиолета.
Несущие нервюры/диагональные нервюры: очень низкая деформируемость, очень высокая прочность на разрыв (основная нагрузка от пилота распределяется через них).
Ненагруженные нервюры: легкость, но с высокой жесткостью для избежания перелома профиля при отрыве купола от грунта при его подъеме в сильный ветер.

Гюнтер Вёль (Guenther Woerl), коммерческий директор фирмы Swing, объясняет причины выбора ткани «Perseverance» для изготовления верхней оболочки их парапланов. Он говорит: «Perseverance» - это нитяной, непродуваемый нейлон 6,6 с покрытием из силикона и полиуретана, имеющий тот же самый вес, что и ранее применявшаяся ткань, но имеющий другое плетение. Мы очень интенсивно испытывали эту ткань в течение двухлетней программы сотрудничества с фирмой «Perseverance», и конечный продукт имеет те же показатели живучести что и остальные, покрытые силиконом/полиуретаном ткани, но гораздо легче их».

Прототип, изготовленный из новой ткани «Perseverance», после 1200 часов был предъявлен для проверки на выставке «Free Flight 2002».
И еще одно его высказывание: «Мы используем ткань «Toray» для нижней оболочки. Она имеет очень высокую прочность на разрыв, особенно с учетом такого практического аспекта, как протыкание иголкой в процессе пошива. Она водоотталкивающая, но не является водонепроницаемой. Использование водоотталкивающих тканей для обеих оболочек может сильно затруднить просушивание купола в случае попадания воды внутрь. Эта ткань, так же, позволяет легко наносить или приклеивать логотипы на оболочку».

Анатолий Кон из фирмы APCO последние десять лет использует для своих парапланов ткань «Gelvenor». Он объясняет: «Наружная оболочка парапланов APCO изготовлена из ткани «Gelvenor» с двойной силиконовой пропиткой, которая «живет» в два-три раза дольше, чем обычная, пропитанная полиуретаном, ткань. Исследования продуваемости, проведенные при помощи измерителя Skywatch для новой ткани «Gelvenor», показывали, как правило, результат выше 1000 секунд – приблизительно в три раза выше, чем у всех остальных новых парапланерных тканей. Ткань «Gelvenor» после 200 часов эксплуатации дает продуваемость в 200-300 секунд, в то время как другие парапланерные ткани с таким же сроком эксплуатации показывают результат от 20 до 30 секунд. Усилие на разрыв после 200 часов эксплуатации в два раза выше, чем у других материалов, а показатели по выгоранию цвета и старению ткани несравнимо лучше».

«Gelvenor» - ткань очень скользкая и ее практически невозможно заклеивать обычной ремонтной тканью (Rip Stop) или наклеивать логотипы. APCO прилагает ремкомплект из идентичной ткани к каждому параплану для осуществления мелкого ремонта.

Некоторые производители используют комбинацию из разных материалов. NOVA, OZONE и AIRWAVE используют «Gelvenor» для верхней оболочки, плотный Porcher Marine Skytex для нервюр и облегченный Skytex для нижней оболочки.

В настоящее время конструкторы парапланов имеют огромный выбор вариантов различных дизайнерских решений. Эти решения, в свою очередь, диктуют разные требования к тканям, а выбор ткани отражается и на продажах.

Выбор ткани, безусловно, влияет на то, как будет стареть параплан в течение его «жизни», но очень многое в этом вопросе зависит от самого владельца купола.

Вот несколько простых рекомендаций:

  • Не держите параплан на солнце если не летаете на нем.

  • Сушите купол перед тем, как складывать его – хранение влажного параплана в тепле приводит к стремительному ухудшению его качества.

  • Будьте осторожны с пылью – она сильно ухудшает характеристики материала с силиконовой пропиткой.

  • Удаляйте песок и мелкие камни из параплана – они дают сильный абразивный эффект, а так же убедитесь в отсутствии всякой дряни внутри купола.



Некоторые парапланы, особенно имеющие закрытые секции, в настоящее время снабжаются разъемными частями на липучках, расположенными на задней кромке или законцовках, чтобы избежать вытряхивания различных инородных предметов через диагональные нервюры.

В любом случае, какую бы конструкцию вы ни выбрали, она требует постоянной заботы и вашего внимания. Проявляйте заботу о вашем параплане и он сторицей вернет вам ее многими часами безопасного полета.

Опубликовал:
загрузок 6840 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 14

1. Олег     (18 Февраля 2008, 14:19)
а можно использовать парапланную ткань в дельталетах????????????
2. Гость     (3 Марта 2008, 19:46)
Сколька стоит парапланерная ткань дешовая?
3. Kiteflyer     (11 Марта 2008, 17:12)
Её дешевой не бывает.
Средняя цена - 7-9 долларов за погонный метр.
Качественная будет стоить дороже, плюс возможные наценки у представителей, связанные с таможней.
Дешевле (скажем, долларов 5) будет тонкая, никак не высокоресурсная.
4. Гостьгена     (13 Апреля 2008, 13:41)
а можно ткань использовать для дельтаплана
5. Prohfesor     (16 Апреля 2008, 15:36)
Парапланерная ткань для дельтапланов не годится из-за другой жесткости. На дельты нужно что-то вроде Дакрона или Майлара.
6. [email protected]     (21 Августа 2009, 10:46)
Лавсановая ткань подойдёт?
7. Гость Мах     (27 Ноября 2009, 21:45)
-Лавсановая как раз и подойдёт.
Только нет сейчас ткани под названием -Лавсановая, иже с ней Дакроновая, а есть полиэфирная, она же "полиэстер", обычно китайского, тайваньского и т.п. производства, чаще с полиуретановой пропиткой. Ещё названия- курточная, палаточная.
Для дельты подойдёт ткань весом 120-200 г/кв.м. Вес ткани- это её прочность, только не брать во внимание пропитку. На мотодельтаплан желательна ещё более плотная (прочная) ткань. Ну а с учёторм нынешних китайских классификаций называться будет типа oxford 150D - 300D. Плюс доп обозначенния на покрытия цвет и т.д. Оптовая стоимость 40-80 руб и выше за погонный метр. (Ширина 1,5м)
8. ГостьГорыныч     (7 Февраля 2010, 18:44)
братан спасибо ато целый час ковыряюсь ивот удача нашел новую абревиатуру тканей,атопривыкли по старинке Дакрон,Лавсан Майлар : ')
9. ГостьГорыныч     (7 Февраля 2010, 18:45)
только где купить?
10. володя     (28 Июля 2010, 21:54)
А какую ткань лучше применять для параплана
и где её купиь
11. Владимир     (18 Ноября 2011, 05:58)
Нужна ткань гельвеор где купить подскажите пожалуйста 87017503181 volodya
12. Гость     (6 Февраля 2012, 12:44)
действительно можно курточно палаточной ткани сшыть крыло дельты или ето шутка
13. Гость     (27 Декабря 2012, 14:24)
Подскажите пожалуйса, какую ткань используют для усиления передних кромок нервюры параплана?
Спасибо!
14. Гость     (27 Декабря 2012, 14:26)
Подскажите пожалуйса, какую ткань используют для усиления передних кромок нервюры параплана?
Спасибо!
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.