АВИАМОДЕЛИ
Гость!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел авиамоделей

Убирающиеся шасси - электрика или пневматика?

Журнал "Моделизм Спорт и Хобби"

Статья Д. Блохина

У многих моделистов периодически появляется желание построить радиоуправляемый самолет с убирающимся шасси, будь то чемпионатная пилотажка или заурядная полукопия. Сразу же возникает вопрос, какой привод лучше использовать — электрический (то есть от специального сервомеханизма) или пневматический?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Первый — полетный вес модели. Большинство производителей электроприводного шасси ограничивается типоразмером, рассчитанным на вес модели до трех килограммов и рабочий объем двигателя до 6,5 см3 (кубатура двигателя указывается фирмой только чтобы дать приблизительное представление о размерах и весе модели). Эти ограничения стоит воспринимать всерьез, — в противном случае жесткости стоек может не хватить на одну посадку. Исключением являются пилотажные модели, поскольку у них небольшая (по сравнению с некоторыми копиями) посадочная скорость, а их пилоты, как правило, хорошо подготовлены.

Цены на шасси с электрическим приводом (для моделей до трех килограммов веса) примерно следующие: Hobbico — 30$, Robart — 35$, Graupner — 55$, OK Models — 65$. Необходимо учитывать, что еще понадобится специальная машинка с металлическими шестернями и повышенным усилием (около 9 кг), которая стоит еще не менее 50$. Сразу отметим, что более дорогие «ноги», как правило, и более качественные. Стойки фирмы Hobbico нередко имеют остаточную деформацию даже после вполне удовлетворительных посадок. Если (заметив это!) не отогнуть их в исходное положение, колесо может не войти в нишу или войти с большим усилием. При этом машинка привода будет потреблять огромное количество электроэнергии и полностью разрядит бортовые аккумуляторы за очень короткое время (кстати, — в этом состоит один из основных недостатков подобных систем вообще, что делает их применение на высококлассных копиях опасным). При грубых посадках поворотный кулак, изготовленный из углепластика, растрескивается. Шасси фирм Hobbico и Graupner имеют стойки только с одним пружинным витком, OK Models — с двумя, что существенно уменьшает вероятность появления остаточной деформации.

..

Следующий недостаток шасси с электрическим приводом — сложность первоначальной «настройки». При неточной регулировке длины тяг мощный сервомеханизм может повредить каркас модели, или же резко повысится энергопотребление. В такой ситуации нет гарантии, что стойки зафиксируются в выпущенном положении (это приведет к тому, что одна нога сложится при посадке).

Вообще следует учитывать, что бортовые аккумуляторы модели, оборудованной подобной системой, в любом случае разряжаются быстрее, чем обычно. Поэтому лучше сразу перейти на блок питания большей емкости (желательно свыше 1000 мАч). Рекомендуется установить выключатель с разъемом для контроля состояния аккумуляторов, и проверять их после каждого полета. Учитывая все упомянутые особенности, можно предположить, что область разумного применения электрических систем уборки шасси ограничивается пилотажными моделями и небольшими полукопиями.

..

За рубежом в настоящее время более широкое распространение получили шасси с пневматическим приводом. Они обладают рядом преимуществ. Их проще устанавливать на модели, так как нет необходимости проводить мощные тяги и располагать сервомеханизм между колесами (что зачастую невозможно из-за схемы модели). Отсутствуют операции по регулировке хода. Включение системы можно производить обычной или микро рулевой машинкой. Предлагаемый ряд типоразмеров узлов практически не ограничен. Параллельно есть возможность использовать пневмосистему и для других бортовых механизмов. К недостаткам можно отнести вероятность отказа из-за утечки сжатого воздуха из баллона высокого давления; необходимость проверки давления в системе или ее дозаправки после каждого полета, а также высокую стоимость. Однако перечисленные недостатки после внимательного рассмотрения становятся не так уж весомы. Утечка воздуха, как показала практика, практически исключена и может возникнуть только при крайне неаккуратном обращении с системой. Проверка давления по сути заменяет собою контроль состояния аккумуляторов. А повышенная цена, похоже, с лихвой окупается более высокой надежностью.

..

Основными производителями пневматических узлов уборки шасси являются Robart и Century Jet. Стойки могут быть выполнены из закаленной проволоки с пружинным витком, либо в виде трубчатой телескопической конструкции, имитирующей шасси того или иного самолета-прототипа в различном масштабе. Телескопические стойки дороже и более подвержены повреждениям. При посадке на грунт они не демпфируют ударные нагрузки, направленные вдоль оси модели, что может привести к повреждениям каркаса крыла. Отметим, что фирма Robart выпуская одновременно и специальные копийные насадки для проволочных стоек (последние популярны из-за хороших демпфирующих свойств, хотя и не так близки к настоящим самолетным по своей конструкции).

..

..

В состав пневмосистемы помимо самих узлов уборки со встроенными силовыми цилиндрами входят баллон высокого давления, заправочный клапан и управляющий клапан с приводом от сервомеханизма. Дополнительно могут применяться разъемы для быстрой стыковки трубопроводов, которые полезны при снятии и монтаже крыла, а также замедляющие воздушные жиклеры, обеспечивающие копийную скорость выпуска шасси. Для заправки баллона высокого давления выпускается специальный ручной насос с манометром.

Стоимость всего комплекта для модели весом 3-5 кг составляет около 200$. Существуют системы и для самолетов большей размерности.

В целом можно сделать вывод, что фирменную пневматику для уборки и выпуска шасси имеет смысл применять на первоклассных моделях с полетным весом свыше 3 кг. Однако нужно помнить, что комплектная пневмосистема, как правило, довольно тяжелая. Поэтому прежде чем делать выбор в ее пользу, еще раз проверьте общую весовую сводку будущего самолета.

Опубликовал:
загрузок 3042 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 7

1. мотя     (10 Ноября 2008, 13:45)
да ну нахуй. эта фигня очень дорогая
2. Гость     (20 Декабря 2008, 23:25)
зря вы так батенька , дорогая верно.
А вот идея с пневмотикой харошая, как раз искал решение.
Теперь надо кофе побольше заварить и покумекать
3. Гость     (25 Июня 2009, 09:25)
всё это дорого но окупаемо...
4. Philips     (4 Ноября 2009, 19:17)
Вот блин, а я то думал как шасси фиксировать в выпущенном и убрааном состояниях ответ оказался проще простого, в конструкции стойки ROB 630
5. Гость     (24 Января 2010, 13:48)
Кто мудрил с самодельной пнивматикой, как вариант для маломерок это пневмоцилиндры из дешёвых стоек RC автомобилей или в клубах убитые стойки попросить, они как амортёры уже не воркают но давление будут держать
6. Гость     (9 Августа 2012, 13:57)
где и как заказать пневмомеханику шасси модели весом 27кг
7. Гость Владимир     (18 Августа 2013, 18:46)
Какое давление можно закачать в этот баллон

>> хотите задать вопрос или есть что сказать?
Написать комментарий

Имя:
 :)  ;)  :(  >:-[
 :D  B)  :-/  :-o
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.