АВИАМОДЕЛИ
!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел авиамоделей

Терминология и выбор первой аппаратуры управления

Журнал "Моделизм Спорт и Хобби"

Автор статьи: -РСП-

Предлагаемый материал в первую очередь предназначен вниманию тех, кто только начинает заниматься радиоуправляемыми моделями. Именно перед ними стоит животрепещущий вопрос, — какую же аппаратуру приобрести? Эта статья призвана помочь новичкам сориентироваться на довольно широком рынке современных систем радиоуправления.

Итак, вы пришли в магазин, чтобы купить первую в своей жизни систему радиоуправления. Ассортимент на прилавке, как правило, ограничивается далеко не одной моделью аппаратуры. Как же выбрать то, что вам действительно нужно?

КОЛИЧЕСТВО КАНАЛОВ

Самые недорогие системы — двух и трехканальные.

Однако... как говорят англичане, мы не столь богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Та же ситуация и у «среднестатистического» отечественного авиамоделиста. «Минимизированные» аппаратуры, действительно, намного дешевле остальных образцов. Но двух-трех каналов будет достаточно только для первого учебного планера или маленького тренировочного самолетика. А такая техника изрядно надоест быстрее, чем за один сезон. Потом неизбежно начнутся поиски более сложной электроники для более солидной крылатой техники.

Рекомендуем приобретать такую аппаратуру для себя только в крайнем случае, а также, если вы абсолютно уверены, что увлечение авиамоделизмом для вас (или вашего ребенка) закончится первой радиоуправляемой моделью. Другая ситуация у приверженцев миниатюрной крылатой техники, — там чаще всего достаточно именно трех каналов. Но благодаря расширенным возможностям сложная аппаратура окажется гораздо более удобной и для миниатюристов. Полезно заметить, что специальные микроприемники могут работать практически со всеми типами передатчиков.

Четыре канала удовлетворят запросы большинства авиамоделистов. Исключением являются только вертолетчики и обладатели самолетов с убирающимся шасси и прочей механизацией (копии и пилотажки чемпионатного класса). Основной недостаток четырехканальных АДУ (так дальше мы будем называть аппаратуру дистанционного управления моделями) — почти полное отсутствие полезных «прибамбасов», без которых, впрочем, можно спокойно обойтись, причем не только на первых порах. Единственный непременный атрибут передатчиков этого класса — переключатели реверса рулевых машинок. Некоторые образцы дополнительно оборудованы «зуммером» разряда батарей передатчика и переключателями упрощенных ограничителей хода рулей. Четырехканальные системы, как правило, имеют скромный дизайн, хотя и здесь есть исключения.

Если вы склоняетесь к мысли, что лучше купить аппаратуру «на вырост», и ваши финансовые возможности допускают это, то полезно перейти к рассмотрению пяти- и более канальных систем.

ОБЫЧНАЯ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ?

Начиная с пяти каналов и выше, многие АДУ становятся «компьютерными» (хотя этот термин широко распространен, он не отражает суть схемы). «Компьютерная» аппаратура имеет на передатчике жидкокристаллический дисплей. На его экран выводится вся необходимая информация о настройках, а также текущие данные — напряжение аккумуляторов, название модели и многое другое. С помощью дисплея и комбинации кнопок производится «программирование» умного передатчика. Электроника позволяет хранить информацию о настроечных установках нескольких моделей, а также после освоения кодировки делает простым и удобным выбор различных функций. К ним относятся возможности смешения или, как еще говорят, микширования каналов во всевозможных их сочетаниях, электронное ограничение хода рулевых машинок, экспоненциальное отклонение рулей, и многое другое. Шестиканальные компьютерные системы бывают как универсальными, содержащими самолетные, планерные и вертолетные программы смешения одновременно, так и специализированными. При этом их цена может быть практически одинаковой.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые полезные функции компьютерных систем.

Ограничение хода рулевых машинок полезно при настройке новой модели по всем каналам. Если есть опасения в чрезвычайной чувствительности управления моделью по любой оси, перед облетом передатчик программируют, ограничивая ход машинки по соответствующему каналу. Аналогично перестраивают передатчик в соответствии с пожеланиями, возникшими в результате впечатлений от первых полетов. Имейте в виду, что на некоторых АДУ есть дополнительная функция ограничения хода машинок, включаемая прямо в полете одним движением тумблера на корпусе передатчика.

Получается, что теперь несложно отрегулировать степень управляемости крылатого аппарата, не прибегая к занудной перестановке тяг из одного отверстия кабанчика в другой. Также с помощью этой функции легко избежать постановки тяг на упор в крайних положениях (например, в приводе управления карбюратором двигателя или механизмом шасси).

Таймер можно настроить на определенный промежуток времени, по истечении которого передатчик подаст сигнал. Многие считают — очень полезная вещь. Таймер помогает рассчитать время посадки так, чтобы двигатель не заглох в воздухе из-за полной выработки топлива. Спортивно-ориентированным моделистам эта функция дает возможность контролировать время, отведенное на выполнение зачетного полета.

Память настроек модели хранит информацию о положениях триммеров, о запрограммированных смешениях каналов и прочем для нескольких моделей владельца АДУ. С одного самолета на другой легко переключиться. Количество моделей, которое способен помнить передатчик, может сильно отличаться в зависимости от марки аппаратуры. Если это фактор вас волнует, при покупке уделите ему внимание.

Запоминание положения триммеров. Отрегулировав модель в воздухе, можно активизировать эту функцию. Отклонение рулей от нейтрали, вызванное триммерами, будет записано в памяти системы, после чего движки триммеров можно будет вернуть в среднее положение. При этом сохранится возможность в любой момент вернуться к нужной настройке. Контролировать, не сбито ли случайно нейтральное положение движков, значительно проще.

Сигнализация разряда аккумуляторов передатчика. В случае падения напряжения ниже определенного предела включается звуковой сигнал. Энергии остается достаточно для совершения посадки.

«Экспонента». В стандартном исполнении степень отклонения руля на модели линейно зависит от угла поворота ручки на передатчике. Функция «Экспонента» позволяет изменить линейный закон на другой, более удобный для пилота. К примеру, можно добиться сверхмалой чувствительности управления вблизи нейтрали и крайних положений рулей, при плавном восстановлении управляемости в средней зоне хода.

Дифференциальное отклонение элеронов. Установив на каждый элерон отдельную рулевую машинку, можно добиться большего отклонения элерона вверх, и меньшего вниз. Так обеспечивается равенство лобовых сопротивлений консолей крыла и устраняется рысканье модели при работе элеронами. Улучшается выполнение «бочек» на непилотажных моделях.

Флапероны (зависание элеронов). На взлете и посадке элероны совместно отклоняются на небольшой угол, выполняя роль закрылков и продолжая при этом работать по прямому назначению.

Элевоны применяются на моделях типа «летающее крыло», где они одновременно выполняют функции руля высоты и элеронов.

V-образное оперение. Данная функция обеспечивает совместную работу рулей такого оперения, как по курсу, так и по тангажу.

Смешение I и IV каналов. При работе элеронов автоматически подключает канал управления рулем поворота (для планеров). Степень смешения регулируется.

Смешение V и II каналов. При выпуске закрылков в нужной степени корректируется нейтральное положение руля высоты.

Смешение III и II каналов. При выпуске воздушных тормозов на планерах корректируется нейтральное положение руля высоты. Эта программа смешения может быть полезна и для некоторых моторных моделей (ликвидируется зависимость угла тангажа от оборотов двигателя).

Это далеко не полный перечень всех возможных функций и миксеров. Справедливости ради надо заметить, что многие из них поддерживают и не «компьютерные» системы, например, Robbe-Futaba F-14.

МОНОБЛОЧНАЯ ИЛИ МОДУЛЬНАЯ?

При моноблочной системе продается передатчик, уже полностью укомплектованный всеми тумблерами, ручками и движками. Модульные же системы (на нашем рынке это Robbe-Futaba серий F и FC) имеют при продаже «голый» передатчик, оснащенный только двумя основными ручками, триммерами и тумблерами реверса каналов. Модульная система в начальной конфигурации всегда дешевле моноблочной такого же класса, хотя потенциально имеет аналогичные функции. Если вам вполне достаточно, например, четырех каналов, встроенного таймера, памяти на пару моделей и нескольких микшеров, то модульная система предпочтительнее (зачем платить за то, чем никогда не воспользуешься?). А если потребуется, можно расширить возможности такого передатчика, поставив соответствующий модуль с тумблером.

Видимо, из соображений более просторной внутренней компоновки, модульные системы выпускаются чаще всего в виде пульта (Robbe-Futaba, Graupner, Multiplex). Моноблочные же скомпонованы так, чтобы их можно было держать в руках, не пользуясь ремнем, и двигать ручки подушечками больших пальцев.

ОДНО- И ДВУРУКИЕ

Такими терминами принято классифицировать пилотов в зависимости от расположения каналов на основных ручках управления. Если элероны и руль высоты размещены на правой ручке, а направление и газ управляется левой, то это однорукий стиль. Признаком двурукого стиля являются приводы рулей высоты и направления, подключенные к левой ручке передатчика, а газа и элеронов — к правой.

Шансы приобрести передатчик первого или второго типа примерно равноценны. В принципе, это неважно — можно брать любой. Его легко привести в соответствие с выбранным вами стилем путем перестановки «трещотки» ручки газа.

СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

Четырехканальные системы выпускаются как с разъемом для подключения кабеля дублирующего управления, так и без него. АДУ более высокого класса, как правило, оснащаются им всегда, за исключением некоторых модульных передатчиков в базовой комплектации.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

Учтите, что АДУ практически всех фирм поставляются с меньшим количеством рулевых машинок, чем число имеющихся каналов. При покупке поинтересуйтесь, входят ли в комплект аккумуляторы для питания передатчика и «борта». Рекомендуем приобрести специальный тестер для контроля их рабочего состояния.

ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ

На нашем рынке представлены далеко не все фирмы, выпускающие системы радиоуправления. Из имеющейся в отечественных магазинах продукции к наиболее престижной и дорогой можно отнести аппаратуру Futaba, Robbe-Futaba, JR, Graupner. Немного отстает по этим параметрам Sanwa.

Корейская фирма Hitec выпускает R/C системы, которые занимают более низкую ценовую нишу. При полетах в компании полезно проверить вашу аппаратуру Hitec и АДУ коллеги на взаимовлияние (особенно если у вас обоих соседние каналы), — известны случаи интерференции (причем почти всегда не в пользу вашего коллеги!). В целом, техника вполне надежная и пользуется большим спросом у отечественных и зарубежных моделистов.

Если вам предстоит обучение с использованием системы «учитель-ученик», учтите, что передатчики некоторых фирм совместимы друг с другом (например, Futaba и Hitec), а другие нет (Hitec и Sanwa, Futaba и Sanwa).


Опубликовал:
загрузок 6811 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 1

1. Гость     (30 Май 2012, 13:31)
Разумная статья с разбором элементов-функций!
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.