АВИАМОДЕЛИ
Гость!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел авиамоделей



[i]Автор статьи: -РСП-[/i] <P>Предлагаемый материал в первую очередь предназначен вниманию тех, кто только начинает заниматься радиоуправляемыми моделями. Именно перед ними стоит животрепещущий вопрос, — какую же аппаратуру приобрести? Эта статья призвана помочь новичкам сориентироваться на довольно широком рынке современных систем радиоуправления.</P> <P>Итак, вы пришли в магазин, чтобы купить первую в своей жизни систему радиоуправления. Ассортимент на прилавке, как правило, ограничивается далеко не одной моделью аппаратуры. Как же выбрать то, что вам действительно нужно?</P> <h4>КОЛИЧЕСТВО КАНАЛОВ</h4> Самые недорогие системы — двух и трехканальные. <P>Однако... как говорят англичане, мы не столь богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Та же ситуация и у «среднестатистического» отечественного авиамоделиста. «Минимизированные» аппаратуры, действительно, намного дешевле остальных образцов. Но двух-трех каналов будет достаточно только для первого учебного планера или маленького тренировочного самолетика. А такая техника изрядно надоест быстрее, чем за один сезон. Потом неизбежно начнутся поиски более сложной электроники для более солидной крылатой техники.</P> <P>Рекомендуем приобретать такую аппаратуру для себя только в крайнем случае, а также, если вы абсолютно уверены, что увлечение авиамоделизмом для вас (или вашего ребенка) закончится первой радиоуправляемой моделью. Другая ситуация у приверженцев миниатюрной крылатой техники, — там чаще всего достаточно именно трех каналов. Но благодаря расширенным возможностям сложная аппаратура окажется гораздо более удобной и для миниатюристов. Полезно заметить, что специальные микроприемники могут работать практически со всеми типами передатчиков.</P> <P>Четыре канала удовлетворят запросы большинства авиамоделистов. Исключением являются только вертолетчики и обладатели самолетов с убирающимся шасси и прочей механизацией (копии и пилотажки чемпионатного класса). Основной недостаток четырехканальных АДУ (так дальше мы будем называть аппаратуру дистанционного управления моделями) — почти полное отсутствие полезных «прибамбасов», без которых, впрочем, можно спокойно обойтись, причем не только на первых порах. Единственный непременный атрибут передатчиков этого класса — переключатели реверса рулевых машинок. Некоторые образцы дополнительно оборудованы «зуммером» разряда батарей передатчика и переключателями упрощенных ограничителей хода рулей. Четырехканальные системы, как правило, имеют скромный дизайн, хотя и здесь есть исключения.</P> <P>Если вы склоняетесь к мысли, что лучше купить аппаратуру «на вырост», и ваши финансовые возможности допускают это, то полезно перейти к рассмотрению пяти- и более канальных систем.</P> <h4>ОБЫЧНАЯ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ?</h4> Начиная с пяти каналов и выше, многие АДУ становятся «компьютерными» (хотя этот термин широко распространен, он не отражает суть схемы). «Компьютерная» аппаратура имеет на передатчике жидкокристаллический дисплей. На его экран выводится вся необходимая информация о настройках, а также текущие данные — напряжение аккумуляторов, название модели и многое другое. С помощью дисплея и комбинации кнопок производится «программирование» умного передатчика. Электроника позволяет хранить информацию о настроечных установках нескольких моделей, а также после освоения кодировки делает простым и удобным выбор различных функций. К ним относятся возможности смешения или, как еще говорят, микширования каналов во всевозможных их сочетаниях, электронное ограничение хода рулевых машинок, экспоненциальное отклонение рулей, и многое другое. Шестиканальные компьютерные системы бывают как универсальными, содержащими самолетные, планерные и вертолетные программы смешения одновременно, так и специализированными. При этом их цена может быть практически одинаковой. <P>Теперь рассмотрим подробнее некоторые полезные функции компьютерных систем.</P> <P>[b]Ограничение хода рулевых машинок[/b] полезно при настройке новой модели по всем каналам. Если есть опасения в чрезвычайной чувствительности управления моделью по любой оси, перед облетом передатчик программируют, ограничивая ход машинки по соответствующему каналу. Аналогично перестраивают передатчик в соответствии с пожеланиями, возникшими в результате впечатлений от первых полетов. Имейте в виду, что на некоторых АДУ есть дополнительная функция ограничения хода машинок, включаемая прямо в полете одним движением тумблера на корпусе передатчика.</P> <P>Получается, что теперь несложно отрегулировать степень управляемости крылатого аппарата, не прибегая к занудной перестановке тяг из одного отверстия кабанчика в другой. Также с помощью этой функции легко избежать постановки тяг на упор в крайних положениях (например, в приводе управления карбюратором двигателя или механизмом шасси).</P> <P>[b]Таймер[/b] можно настроить на определенный промежуток времени, по истечении которого передатчик подаст сигнал. Многие считают — очень полезная вещь. Таймер помогает рассчитать время посадки так, чтобы двигатель не заглох в воздухе из-за полной выработки топлива. Спортивно-ориентированным моделистам эта функция дает возможность контролировать время, отведенное на выполнение зачетного полета.</P> <P>[b]Память настроек модели[/b] хранит информацию о положениях триммеров, о запрограммированных смешениях каналов и прочем для нескольких моделей владельца АДУ. С одного самолета на другой легко переключиться. Количество моделей, которое способен помнить передатчик, может сильно отличаться в зависимости от марки аппаратуры. Если это фактор вас волнует, при покупке уделите ему внимание.</P> <P>[b]Запоминание положения триммеров.[/b] Отрегулировав модель в воздухе, можно активизировать эту функцию. Отклонение рулей от нейтрали, вызванное триммерами, будет записано в памяти системы, после чего движки триммеров можно будет вернуть в среднее положение. При этом сохранится возможность в любой момент вернуться к нужной настройке. Контролировать, не сбито ли случайно нейтральное положение движков, значительно проще.</P> <P>[b]Сигнализация разряда аккумуляторов передатчика[/b]. В случае падения напряжения ниже определенного предела включается звуковой сигнал. Энергии остается достаточно для совершения посадки.</P> <P>[b]«Экспонента»[/b]. В стандартном исполнении степень отклонения руля на модели линейно зависит от угла поворота ручки на передатчике. Функция «Экспонента» позволяет изменить линейный закон на другой, более удобный для пилота. К примеру, можно добиться сверхмалой чувствительности управления вблизи нейтрали и крайних положений рулей, при плавном восстановлении управляемости в средней зоне хода.</P> <P>[b]Дифференциальное отклонение элеронов[/b]. Установив на каждый элерон отдельную рулевую машинку, можно добиться большего отклонения элерона вверх, и меньшего вниз. Так обеспечивается равенство лобовых сопротивлений консолей крыла и устраняется рысканье модели при работе элеронами. Улучшается выполнение «бочек» на непилотажных моделях.</P> <P>[b]Флапероны[/b] (зависание элеронов). На взлете и посадке элероны совместно отклоняются на небольшой угол, выполняя роль закрылков и продолжая при этом работать по прямому назначению.</P> <P>[b]Элевоны[/b] применяются на моделях типа «летающее крыло», где они одновременно выполняют функции руля высоты и элеронов.</P> <P>[b]V-образное оперение[/b]. Данная функция обеспечивает совместную работу рулей такого оперения, как по курсу, так и по тангажу.</P> <P>[b]Смешение I и IV каналов[/b]. При работе элеронов автоматически подключает канал управления рулем поворота (для планеров). Степень смешения регулируется.</P> <P>[b]Смешение V и II каналов[/b]. При выпуске закрылков в нужной степени корректируется нейтральное положение руля высоты.</P> <P>[b]Смешение III и II каналов[/b]. При выпуске воздушных тормозов на планерах корректируется нейтральное положение руля высоты. Эта программа смешения может быть полезна и для некоторых моторных моделей (ликвидируется зависимость угла тангажа от оборотов двигателя).</P> <P>Это далеко не полный перечень всех возможных функций и миксеров. Справедливости ради надо заметить, что многие из них поддерживают и не «компьютерные» системы, например, Robbe-Futaba F-14.</P> <h4>МОНОБЛОЧНАЯ ИЛИ МОДУЛЬНАЯ?</h4> При моноблочной системе продается передатчик, уже полностью укомплектованный всеми тумблерами, ручками и движками. Модульные же системы (на нашем рынке это Robbe-Futaba серий F и FC) имеют при продаже «голый» передатчик, оснащенный только двумя основными ручками, триммерами и тумблерами реверса каналов. Модульная система в начальной конфигурации всегда дешевле моноблочной такого же класса, хотя потенциально имеет аналогичные функции. Если вам вполне достаточно, например, четырех каналов, встроенного таймера, памяти на пару моделей и нескольких микшеров, то модульная система предпочтительнее (зачем платить за то, чем никогда не воспользуешься?). А если потребуется, можно расширить возможности такого передатчика, поставив соответствующий модуль с тумблером. <P>Видимо, из соображений более просторной внутренней компоновки, модульные системы выпускаются чаще всего в виде пульта (Robbe-Futaba, Graupner, Multiplex). Моноблочные же скомпонованы так, чтобы их можно было держать в руках, не пользуясь ремнем, и двигать ручки подушечками больших пальцев.</P> <h4>ОДНО- И ДВУРУКИЕ</h4> Такими терминами принято классифицировать пилотов в зависимости от расположения каналов на основных ручках управления. Если элероны и руль высоты размещены на правой ручке, а направление и газ управляется левой, то это однорукий стиль. Признаком двурукого стиля являются приводы рулей высоты и направления, подключенные к левой ручке передатчика, а газа и элеронов — к правой. <P>Шансы приобрести передатчик первого или второго типа примерно равноценны. В принципе, это неважно — можно брать любой. Его легко привести в соответствие с выбранным вами стилем путем перестановки «трещотки» ручки газа.</P> <h4>СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»</h4> Четырехканальные системы выпускаются как с разъемом для подключения кабеля дублирующего управления, так и без него. АДУ более высокого класса, как правило, оснащаются им всегда, за исключением некоторых модульных передатчиков в базовой комплектации. <h4>КОМПЛЕКТАЦИЯ</h4> Учтите, что АДУ практически всех фирм поставляются с меньшим количеством рулевых машинок, чем число имеющихся каналов. При покупке поинтересуйтесь, входят ли в комплект аккумуляторы для питания передатчика и «борта». Рекомендуем приобрести специальный тестер для контроля их рабочего состояния. <h4>ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ</h4> На нашем рынке представлены далеко не все фирмы, выпускающие системы радиоуправления. Из имеющейся в отечественных магазинах продукции к наиболее престижной и дорогой можно отнести аппаратуру Futaba, Robbe-Futaba, JR, Graupner. Немного отстает по этим параметрам Sanwa. <P>Корейская фирма Hitec выпускает R/C системы, которые занимают более низкую ценовую нишу. При полетах в компании полезно проверить вашу аппаратуру Hitec и АДУ коллеги на взаимовлияние (особенно если у вас обоих соседние каналы), — известны случаи интерференции (причем почти всегда не в пользу вашего коллеги!). В целом, техника вполне надежная и пользуется большим спросом у отечественных и зарубежных моделистов.</P> <P>Если вам предстоит обучение с использованием системы «учитель-ученик», учтите, что передатчики некоторых фирм совместимы друг с другом (например, Futaba и Hitec), а другие нет (Hitec и Sanwa, Futaba и Sanwa).</P>

Опубликовал:
загрузок 154 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 2

1. Гость     (30 Май 2012, 13:31)
Разумная статья с разбором элементов-функций!
2. Гость     (11 Сентября 2018, 08:01)
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.