ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
Гость!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел летательных аппаратов

Ультралегкий самолет "Птенец-2"

Статья из журнала "Моделист-Конструктор"

Статья из журнала "Моделист-Конструктор" №5, 6; 2001
Авторы: А.Тимченко, В. Хрибков
OCR: Андрей Мятишкин



БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР ЧЕМПИОНАТА МИРА

..

Давно подмечено: летчики даже самых великолепных самолетов, будь то огромный «Боинг-747» или скоростной и маневренный МиГ-29, никогда не отказываются полетать на ультралайте, если им предоставляется такая возможность. Парадокс? Отнюдь нет. Скорее всего, только в кабине неказистого на первый взгляд сверхлегкого летательного аппарата им в полной мере удается испытать те ощущения, которыми сопровождается свободный полет.

Однако любят парить на маленьких тихоходных самолетах не только профессиональные пилоты. Сегодня во всем мире наблюдается буквально бум в микроавиации. Благодаря крылу Рогалло появились дельтапланы, а затем дельталеты и прочие ультралайты. До них на высоте 100-500 м никто, кроме птиц, не летал. Теперь эта высотная ниша занята.

По классификации же Международной авиационной федерации (ФАИ) ультралайт (тот же СЛА, только по американский терминологии) - летательный аппарат со взлетной массой не более 450 кг и посадочной скоростью не более 65 км/ч. Такие его параметры дают много преимуществ даже перед машинами легкой авиации, и этому тихоходу, например, не надо аэродрома - достаточно любой мало-мальски пригодной для короткого разбега или пробега площадки. Он как нельзя лучше подходит для первоначального обучения пилотов: даже если неопытный новичок и совершит жесткую посадку или наскочит на скрытую травой кочку, то самолетик «простит» ему ошибку. Наконец, простота и дешевизна конструкции, поскольку строятся ультралайты по классической дельтапланерной технологии - дюралюминиевые трубы каркаса плюс тканевая обшивка. А какие перспективы открываются для СЛА в сельском хозяйстве, например, при химической обработке посевов!

Всеми перечисленными достоинствами в полной мере обладает ультралегкий двухместный самолет «Птенец-2», построенный энтузиастами микроавиации из г.Кумертау, что на юге Башкирии. Название города с башкирского языка переводится как «Угольная гора». Именно там, с аэродрома местного авиационного завода, «Птенец-2» впервые поднялся в воздух.


Микросамолет создан в клубе СЛА «Ротор» на основе многолетнего опыта эксплуатации подобного рода летательных аппаратов - дельталетов и первого «Птенца». Второй, сохранив простоту и легкость конструкции, а также высокие летные характеристики своего предшественника («Птенец-1» на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87 в Москве занял первое место в классе ультралайтов), приобрел еще большую надежность и комфортабельность.

«Птенец-2» предназначен для учебно-тренировочных (возможна установка спаренного управления), спортивных (пилоты клуба - неоднократные победители чемпионатов России и призеры Кубка мира) и патрульных полетов.


..

Дополнительную безопасность в воздухе обеспечивает выстреливаемая парашютная система спасения, размещенная между консолями крыла. А звукоизоляция, вентиляция и отопление кабины вкупе с малошумящим воздушным винтом создают экипажу довольно комфортные условия. Широкое остекление кабины обеспечивает почти круговой обзор, позволяет использовать микросамолет для экскурсионно-туристических и развлекательных полетов. Скажем, молодая семья из трех человек в выходной день может в полном составе отправиться на «Птенце» в соседний город в гости к родственникам или друзьям. Ведь кроме пассажирского кресла, которое, кстати, раскладывается, позволяя отдохнуть в дороге, в кабине достаточно места и для ребенка (или багажа, если семья путешествует без детей).

В экстренных случаях в разложенном пассажирском кресле можно перевозить в лежачем положении больного или травмированного человека.

Микросамолет легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится за город к месту старта любым транспортом, в том числе на прицепе за «Жигулями». Кроме того, шасси «Птенца» может комплектоваться поплавками или лыжами. Предусмотрена также установка радиостанции и системы спутниковой навигации GPS.

Первая особенность компоновки «Птенца» заключается в том, что его силовая установка оснащена толкающим воздушным винтом. Причин такого выбора две. Во-первых, у пилота должны быть максимальными обзор и комфорт. Во-вторых, трубчатые подкосы киля и хвостовая балка окружают винт, образуя своеобразное ограждение, особенно необходимое вне аэродрома - зеваки там всегда найдутся.

Вторая особенность в том, что микросамолет, как уже было сказано, разбирается на четыре агрегата: аэромодуль, две половины крыла и хвост - достаточно отвинтить по три болта у каждой половины крыла и у хвоста. По замерам времени два человека на эту работу тратят не более получаса.

Здесь намеренно не употребляется термин «фюзеляж» и заменяется «аэромодулем» не только потому, что эта часть конструкции микросамолета является единицей хранения в разобранном виде. Дело в том, что аэромодуль имеет и самостоятельную функцию: без крыла и хвоста «Птенец» может использоваться как аэромобиль, аэросани или аэроглиссер в зависимости от того, во что он «обут» - колеса, лыжи или поплавки.



..

С поплавками «Птенец-2» становится гидросамолетом. В кабине - пилот Ю.Бушуев

Третья особенность - в компоновке кабины. Как проектировщики располагают кресла в двухместной кабине? По-разному: тандемом (одно за другим) или «дуэтом» (рядом, по-автомобильному). У каждого из вариантов свои плюсы и минусы. Например, время обучения новичка при посадке «дуэтом» в два раза меньше, чем тандемом, - доказано мировой практикой. Однако мидель фюзеляжа на ультралайтах не определяется габаритами двигателя и нет нужды делать его широким. Того же - уменьшения ширины ради снижения лобового сопротивления - требует аэродинамика; в этом отношении узкая в миделе кабина-тандем более выигрышна. Но зато она длинная, что ограничивает обзор второму пилоту. К тому же требуется еще один комплект приборов. Словом, конструкторы всегда стоят перед дилеммой: тандем или «дуэт»?

Для «Птенца» же выбрана пока не очень распространенная компоновка кресел со смещением, или «бок о бок». Такую можно встретить разве что на современных французских «миражах» или отечественной учебной «сушке». На ультралайтах, вроде, пока нигде подобное не встречается.

Итак, при компоновке кресел «бок о бок» и довольно свободном размещении двух человек ширина кабины «Птенца» чуть меньше одного метра и мидель ее составляет 1 м2[/html. Компоновка «дуэтом» потребовала бы 1,2 м[html]2, то есть на двадцать процентов больше. На столько же увеличилось бы и лобовое сопротивление.

И еще одна особенность представляемого СЛА - боковая ручка управления, позволяющая вести машину и пилоту, и - с правого кресла - штурману или ученику.

Нелишне, думается, рассказать и о системе управления микросамолетом в целом. Она - прямого действия, то есть все ее командные органы - ручки и педали, которыми оперирует пилот, - напрямую (без компенсирующих и демпфирующих механизмов) связаны с исполнительными органами: рулевым передним колесом, тормозами боковых колес шасси и аэродинамическими рулями высоты и направления. Проводка управления смешанная: отчасти она жесткая, с использованием трубчатых тяг (к рулевому колесу, флаперонам и рулям высоты); отчасти мягкая, с использованием тросов (к двигателю, тормозам боковых колес и рулю направления).

Что касается компоновки аэромодуля, то она классическая. Спереди, в носовой части, расположены приемник полного воздушного давления (датчик статического давления выведен на левый борт кабины), вентиляционное (от автомобиля «Жигули») и отопительное оборудование (теплый воздух отбирается от радиатора двигателя и по перепускному каналу направляется на лобовое стекло), а также приборная доска; в середине - кресла пилота и пассажира, багажное отделение; сзади, за звуко- и теплоизолирующей перегородкой, - моторный отсек с силовой установкой и топливным баком. Сверху, над кабиной, размещен контейнер выстреливаемой парашютной системы спасения MVEN с пиропатроном. С минимальной высоты 40 м она спасает самолет и экипаж (общей массой до 400 кг) при максимальной скорости 150 км/ч.

Приборная доска «Птенца-2» и боковая панель управления (слева от кресла пилота) содержат всё необходимое для полноценного и безопасного пилотирования, а именно: комплекс приборов и указателей для воздушной навигации, контроля параметров силовой установки и топливной системы, оборудование для создания в кабине комфортной среды, а также органы управления двигателем и бортовой электрической сетью.

Кроме того, имеется связное оборудование - японская УКВ-радиостанция lcom-22 с авиационным диапазоном частот для связи по маршруту с диспетчерами воздушного движения.

Конструктивно аэромодуль выполнен по схеме: силовой каркас плюс легкая обтекаемая оболочка.

Оболочка «Птенца-2» сделана ненесущей и выполняет только две задачи: огораживает пространство кабины и обеспечивает ее аэродинамику. (Несущая оболочка весьма усложнила и утяжелила бы конструкцию.) Композиционные материалы, из которых сделана кабина, плохо воспринимают точечные нагрузки от силовых элементов крыла, хвоста и шасси. Будь конструкция без металлического каркаса, ее пришлось бы усиливать, тут и там подкладывая и подклеивая стеклоткань. А так оболочка аэромодуля весит лишь 22 кг!

Оболочка состоит из нескольких частей, которые выполнены либо из армированного пенопластом стеклопластика толщиной 1-2 мм на основе ткани (носовой и хвостовой обтекатели, крыша, днище и капот), либо из органического стекла толщиной 2 мм (лобовое и боковые стекла), либо из комбинации этих материалов (двери).

Носовой обтекатель имеет два вклеенных пенопластовых «шпангоута» с поперечным сечением 36x4 мм и вырезы для фары, воздухозаборника вентиляции кабины и стойки шасси.

Днище армировано пятью, а крыша - четырьмя пенопластовыми «шпангоутами». Кроме того, крыша снабжена осевым «стрингером» того же сечения - 36x4 мм, дюралюминиевыми уголками 12x12x2 мм для стыковки с капотом и окантованными резиной отверстиями для выхода труб мачты и укосин.

В хвостовом обтекателе имеются окантованные резиной отверстия и вырезы для пружинных амортизаторов, глушителя, карбюратора и воздушного фильтра, быстросъемный люк для доступа к топливному баку и кикстартеру ручного запуска двигателя, а также поднутрения под подкосы боковых стоек шасси.

Носовой и хвостовой обтекатели, крыша, днище и лобовое стекло одинарной кривизны, вклеенное в дюралюминиевый переплет, соединены между собой болтами с анкерными гайками.

Передний срез капота окантован дюралюминиевой трубкой диаметром 10x1 мм, а вырезы под глушитель, карбюратор и воздушный фильтр - резиной. Изнутри капот оклеен листовым пенополиэтиленом, в местах стыка с хвостовым обтекателем усилен дюралюминиевыми уголками 30x10x2 мм и оборудован быстросъемными замками.

Рама каждой двери склеена в стапеле из дюралюминиевой трубы диаметром 16x1 мм и дюралюминиевого уголка 14x14x1 мм - окантовки бокового стекла. Затем в окантовку втиснуто и вклеено предварительно упруго деформированное стекло с тем, чтобы оно и впредь оставалось немного выпуклым. Передняя трубка двери усилена приклепанным к ней дюралюминиевым уголком 18x18x1,5 мм для соединения с двумя петлями-гребенками на переплете лобового стекла. В закрытом положении двери аэромодуля фиксируются дверными замками от автомобиля «Жигули».

Кресло пилота имеет каркас из хромансилевых труб диаметром 20x1 мм и рассчитано на 15-кратную перегрузку в направлении вперед и 10-кратную - назад. Кресла пилота и пассажира снабжены автомобильными ремнями безопасности.

Шасси аэромодуля классическое - с передним колесом и пирамидальными боковыми стойками с телескопическими пружинными амортизаторами. Носовая стойка, управляемая педалями совместно с рулем поворота, имеет авиационный пневматик размерами 300x125 мм и полиуретановый амортизатор(дополнительный ход стойке сообщает консоль балки каркаса кабины за счет своей упругости). Боковые колеса диаметром 400 мм - от мокика, оборудованные дисковыми тормозами.

Топливный бак сварен из сплава АМц и размещен за звуко- и теплоизолирующей перегородкой. Праймер-шприц, используемый для первоначального впрыска топлива при запуске холодного двигателя, расположен в кабине на перегородке (позади пилота).

Основой силовой установки микросамолета служит двухтактный 2-цилиндровый двигатель Rotax-582 мощностью 64 л.с. с двойным зажиганием (от четырех свечей). Топливо - бензин Аи-95 в смеси с маслом в пропорции 1:50.

Двигатель установлен внутри хвостового обтекателя на раме из стальных (30ХГСА) труб, прикрепленной к пилону каркаса кабины. Радиатор системы охлаждения (от автомобиля «Ока») вынесен в промежуток между кабиной и крылом в набегающий поток воздуха. Двигатель и радиатор прикрыты капотом.

Воздушный винт диаметром 1660 мм - трехлопастный фиксированного шага. Лопасти изготовлены по налаженной в клубе технологии из стеклопластика с серповидной законцовкой и оковкой по передней кромке из нержавеющей стали. Посадочное место на дюралюминиевой ступице стандартное: дюймовое центровочное отверстие и шесть болтов М8 на диаметре 75 мм.

Такой винт рассчитан на скорости полета до 180 км/ч с двигателями мощностью от 30 до 60 л.с. и частотой вращения от 2200 до 2900 об/мин. Гарантийный ресурс винта - 300 ч.

Силовой каркас аэромодуля сделан по принятой в клубе и хорошо отработанной на тележках многих дельталетов ферменнобалочной конструкции, часть труб которой работает на растяжение-сжатие, а часть - на изгиб.

Крыло микросамолета - высокоплан-парасоль, отделенное от фюзеляжа и не имеющее с ним вредной интерференции. Такая модульная компоновка дает технологический выигрыш: отдельно делается кабина (аэромодуль), отдельно - крыло. Правда, не обходится и без проигрыша - в лобовом сопротивлении. Но на небольших крейсерских скоростях полета повышенное лобовое сопротивление не слишком заметно.

Крыло микросамолета спроектировано по подкосно-расчалочной схеме. В сочетании с V-образными трубчатыми подкосами и предварительно напряженными тросовыми растяжками, отчего на стоянке крыло выглядит изогнутым книзу, оно имеет повышенную прочность и жесткость. В болтанку такое крыло не крутит. А это - дополнительные комфорт и безопасность полета!

Конструктивно крыло состоит из двух половин, каркас которых, в свою очередь, делится на корневую и концевую части. Эти части соединяются телескопически с использованием внутренних тросовых растяжек и подпружиненных штырей-фиксаторов.

Профиль крыла - выпукло-вогнутый G584 (по атласу профилей - Gottingen-584). Выбран потому, что, во-первых, среди себе подобных он обладает максимальными коэффициентом подъемной силы и лучшими аэродинамическими качествами; во-вторых, нижняя поверхность мягкой обшивки в полете прогибается внутрь крыла и таким образом принимает положение, наиболее близкое к теоретическому. И еще: в этот профиль хорошо вписываются трубчатые лонжероны.

Надо отметить, что в полете верхняя поверхность обшивки крыла не соответствует профилю, и момент его, как правило, получается большим. Поэтому угол между крылом и стабилизатором «Птенца» составляет не классические 2-3°, а 4-5°.

Обшивка крыла выкроена из ткани на основе лавсановых материалов (капроновые не годятся из-за потери вдвое своей жесткости во влажном состоянии). На «Птенце» в основном использован немецкий дакрон марки Profill-LL

(типа «майлар» с пленочным покрытием), хотя можно посоветовать и более дешевую кемеровскую ткань «яхта».

Обшивка продольно надевается на каркас крыла, будто мешок, и натягивается. В ней по всей длине передней кромки сшит карман шириной около 25 процентов от средней аэродинамической хорды. В этом кармане находится специальная вставка из композитного материала толщиной 0,4 мм, которая придает лобику крыла жесткость, необходимую для выдерживания скоростного напора воздуха.

Потом вставляются латы, выполненные по классической дельта-планерной технологии - из дюралюминиевых труб диаметром 10x1 и 12x1 мм. Сначала вручную в предназначенные для них карманы вводятся нижние 12 лат (при необходимости их можно легко выдернуть за шнурки). Затем особым приспособлением и с очень большим усилием - верхние профилированные латы. Окончательно обшивка натягивается шнуровкой в районе корневой нервюры.

Пространство между половинами крыла, где располагается контейнер парашютной системы спасения, закрывается сверху листом композитного материала, составленного из угольного волокна и стеклоткани марки СВМ.

Флапероны крыла двухсекционные. Поворачиваются подшипниками на штырях, встроенных в каркас крыла. В действие приводятся трубчатыми тягами, идущими от механизма фиксации угла установки флаперонов в моторном отсеке. Угол установки задается из кабины специальным рычагом, сектор которого фиксируется в четырех положениях: +5°, 0°, минус 8° и минус 22°. Таким образом, флапероны от своего нейтрального положения могут отклоняться вверх и вниз соответственно на углы максимум 17° и 10°.

Хвостовое оперение было решено: не профилировать. Пусть профиль остается плоским, как у большинства самолетов. Так проще в технологии и удобнее в эксплуатации. И никаких расчалок с подкосами. Свободнонесущее и аэродинамически чистое оперение!

Каркас киля и килевая балка соединяются телескопически трубчатым бужем и фиксируются болтами подкосов киля. Каркас стабилизатора, состоящий из двух частей, стыкуется с килем в двух точках: спереди (двумя болтами, пронизывающими передний лонжерон киля) и сзади (обоймой, вклепанной в килевую балку).

Обшивка киля и стабилизатора сшита из дакрона (можно из ткани «полиант» или «майлар»). Другая ткань, например, капрон, неприемлема, так как боится воды, а пуще всего - масляных брызг от моторного выхлопа. От масла он несмываемо грязнится, провисает и даже разлагается. А с «майлара» - как с гуся вода!

На рулях высоты и поворота использована ткань «майлар». Окончательно обшивка на элементах хвостового оперения натягивается вручную с помощью шнуровки.

Такова вкратце конструкция «Птенца-2», на котором шеф-пилот клуба мастер спорта международного класса Ю.Бушуев добился замечательных результатов, сделав и микросамолет, и клуб СЛА «Ротор» известными на весь мир.

А.ТИМЧЕНКО, В.ХРИБКОВ


ОТ РЕДАКЦИИ: Выражаем благодарность руководителям клуба СЛА «Ротор» за предоставленные чертежи микросамолета «Птенец-2» и сожалеем о невозможности опубликовать их все - на это не хватит даже двух номеров журнала. Поэтому сообщаем заинтересованным читателям, что недостающие чертежи можно получить в клубе. Адрес клуба - в редакции.


Характеристики самолета


Летные данные СЛА «Птенец-2»
Скорость, км/ч:
максимально допустимая - 170
максимальная - 150
крейсерская - 120
посадочная без закрылка - 65
с закрылком - 60
Скорость подъема, м/с - 3,2
Скорость снижения, м/с - 2,6
Длина разбега, м - 70
Дальность максимальная, км - 450
Высота полета максимальная, м - 4500
Диапазон перегрузок, nэ -2...+4

Массовые данные СЛА «Птенец-2»
Взлетная масса, кг - 420
Масса конструкции, кг - 230
В том числе: кабины - 83
силовой установки - 64
крыла - 56
хвостового оперения - 17
системы спасения - 10
Масса (объем) топлива, кг (л) - 40 (50)

Силовая установка СЛА «Птенец-2»
Тип двигателя - Rotax-582
Мощность, л.с - 64
Диаметр воздушного винта, мм - 1660

Геометрические данные СЛА «Птенец-2»
Длина, мм - 6450
Высота, м - 2300
Размах крыла, мм - 10 200
Средняя аэродинамическая хорда крыла, мм - 1250
База шасси, мм - 1860
Колея шасси, мм - 1600
Площадь, м2:
крыла - 12,7
горизонтального оперения - 1,90
вертикального оперения - 1,20
флаперона - 1,24
Плечо, мм:
горизонтального оперения - 3850
вертикального оперения - 3900
Угол, град.:
поперечного V - 1
стабилизатора относительно крыла - 3,5
Высота кабины, мм - 1200
Ширина кабины, мм - 980

Технические данные СЛА «Птенец-2»
Длина, мм - 6450
Высота, м - 2300
Размах крыла, мм - 10 200
Средняя аэродинамическая хорда крыла, мм - 1250
База шасси, мм - 1860
Колея шасси, мм - 1600
Площадь крыла, м2 - 12,7
Взлетная масса, кг - 420
Масса конструкции, кг - 230
Тип двигателя - Rotax-582
мощность, л.с - 64
Диаметр воздушного винта, мм - 1660
Скорость, км/ч:
максимально допустимая - 170
максимальная - 150
крейсерская - 120
посадочная - 65
Скорость подъема, м/с - 3,2
Скорость снижения, м/с - 2,6
Длина разбега, м - 70
Дальность максимальная, км - 450
Высота полета максимальная, м - 4500


Достижения микросамолета «ПТЕНЕЦ-2»



- Первое место на чемпионате России (пилот Ю.Бушуев), июль 1995 г.

- Первое место на VIII открытом чемпионате СНГ и России по дельталетному спорту (моторные СЛА) (в классе микросамолетов, пилот Ю.Бушуев), июль 1996 г.

- Первое место в авиаралли СЛА-97 по маршруту Москва - Майкоп (пилоты Ю.Бушуев и И.Чумаченко), июль 1997 г.

- Второе место на Кубке России по дельталетному спорту (пилоты Ю.Бушуев и И.Чумаченко), июль 1997 г.

- Третье место и бронзовая медаль на Кубке мира в Венгрии (пилот Ю.Бушуев), июль 1998 г.

- Третье место и бронзовая медаль чемпионата мира в Венгрии (пилот Ю.Бушуев), август 1999 г.

- Участник Международного авиакосмического салона МАКС-99 в Подмосковье и участник Фестиваля сверхлегкой авиации, август 1999 г.

- Первое место в розыгрыше Кубка России по СЛА - авиаралли СЛА, посвященного 55-летию Победы (в классе одноместные СЛА, пилот Ю.Бушуев), май 2000 г.



..

Основные составляющие планера самолета: 1,12 - правая и левая половины крыла; 2 - секции правого флаперона; 3 - плоскость вращения воздушного винта; 4 - подкосы киля; 5 - киль; 6 - руль направления; 7 - левая половина руля высоты; 8 - левая половина стабилизатора; 9 - хвостовая балка; 10 - тяга руля высоты; 11 - большая секция левого флаперона; 13 - обтекатель амортизатора боковой стойки шасси; 14 - колесо боковой стойки шасси; 15 - подкосы боковой стойки шасси; 16 - подкосы левой половины крыла; 17 - аэромодуль; 18 - левая дверь кабины; 19 - колесо передней стойки шасси; 20 - фара; 21 - приемник воздушного давления (ПВД); 22 - воздухозаборник вентиляции кабины; 23 - контейнер выстреливаемой парашютной системы спасения


..

Схема системы управления самолетом: 1 - педальный узел; 2 - рычаг с сектором фиксации угла установки флаперонов (УУФ); 3 - ручка управления; 4 - вал управления флаперонами; 5 - тросы к тормозам боковых стоек шасси; 6 - шип механизма фиксации УУФ; 7,10 - качалки управления флаперонами; 8 - качалка механизма фиксации УУФ; 9,11 - тяги управления флаперонами; 12 - руль направления (РН); 13,15 - рули высоты (РВ); 14,17 - тяга и качалка РН; 16,18,22 - тяги РВ; 19 - качалка РВ на хвостовой балке; 20 - ролики тросовой проводки; 21 - тросы управления РН; 23 - тяга механизма фиксации УУФ


..

Компоновка аэромодуля: 1 - кабина; 2 - приборная доска; 3 - ручка управления самолетом; 4 - рояльная петля навески левой двери; 5 - мачта с передним узлом крепления крыла; 6 - контейнер выстреливаемой парашютной системы спасения; 7 - радиатор системы охлаждения двигателя; 8 - крышка-пробка радиатора; 9 - пилон с задним узлом крепления крыла; 10 - двигатель; 11 - встроенный редуктор; 12 - тяга на качалке управления левым флапероном; 13 - воздушный винт; 14 - глушитель; 15 - крышка люка доступа к топливному баку и кикстартеру ручного запуска двигателя; 16 - амортизатор левой стойки шасси; 17 - топливный бак; 18 - балка каркаса кабины; 19 - закабинная звуко- и теплоизолирующая перегородка; 20 - сиденье пассажира (справа по борту); 21 - багажное отделение; 22 - сиденье пилота (слева по борту); 23 - боковая панель управления; 24 - рычаг управления двигателем (РУД); 25 - рычаг фиксации угла установки флаперонов


..

Боковая панель управления: 1 - рычаг управления двигателем (РУД); 2 - тумблер включения зажигания; 3 - тумблер проверки контуров зажигания; 4 - ручка открытия замка двери; 5 - замок двери


..

Приборная доска и основные органы управления: 1 - дефлектор обдува кабины: 2 - тумблер включения фары; 3 - вариометр ВР-10; 4 - указатель скорости УС-250; 5 - компас-авиагоризонт МКВ-90; 6 - высотомер ВД-10; 7 - авиационные часы; 8 - счетчик моточасов; 9 - кнопка радиостанции; 10 - ручка управления рулем высоты, флаперонами и тормозами основных стоек шасси; 11 - указатель скольжения; 12 - тахометр; 13 - рычаг фиксации угла установки флаперонов; 14 - педали управления передней стойкой шасси и рулем направления; 15 - указатель температуры двигателя; 16 - кнопка стартера; 17 - тумблер включения бортовой электрической сети


..

Передняя стойка шасси: 1 - кронштейн (сталь); 2 - обойма амортизатора (сталь, лист s1,5); 3 - подушка амортизатора (резина); 4 - болт М5х16 с самоконтрящейся гайкой (6 комп.); 5 - вилка (сталь); 6 - подшипник ШС-6 (2 шт.); 7 - рог (сталь, труба 13x1,5, 2 шт.); 8 - стойка (сталь, труба 30x1,5); 9 - болт М8х55; 10 - подшипник ШС-8 (2 шт.); 11 - шина; 12 - левая часть диска (Д16Т); 13 - разжимное кольцо-стопор; 14 - гайка-пробка М17х 1,5 (сталь, 2 шт.); 15 - контровка (стальная проволока Ø1, 2шт.); 16 - ось колеса (сталь, труба 20x2); 17 - правая часть диска со ступицей (Д16Т); 18 - подшипник 80104 (2 шт.)

Педальный узел: 1,3 - левая и правая педали (30ХГСА, труба 20x1); 2,4 - консоли (30ХГСА, труба 20x1, L155); 5 - игольчатый подшипник (2 шт.); 6 - распорка (Д16Т, труба 26x1); 7 - вал (30ХГСА, труба 20x1); 8 - короткая головка (30ХГСА); 9 - лепесток сошки (12Х18Н9Т, лист sl,5, 4 шт.); 10 - заглушка (бронза, 2 шт.); 11 - седло; 12 - длинная головка (30ХГСА, труба 25x1,5, L110); 13 - шплинт Ø3x40; 14 - кольцо (30ХГСА, труба 22x1); 15 - втулка (бронза, 2 шт.); 16 - самоконтрящаяся гайка М5; 17 - бонка (30ХГСА, труба 12x3, L5); 18 - штифт; 19 - концевая шайба (30ХГСА, лист s1,5, 4 шт.). Полости Б заполнены смазкой «Литол»



..

Каркас кабины: 1 - балка; 2 - рамка; 3 - мачта (Д16Т, труба 35x1,5, L1383); 4,20 - укосины (Д16Т, труба 25x1,5, L1125); 5 - пилон; 6 - моторная рама; 7 - болт М6х45 (6 шт.); 8 - опора спинки сиденья пилота и сиденья пассажира; 9 - болт М6х80; 10 - раскос (Д16Т, труба 16x1, L430,2 шт.); 11 - болт М6х 100; 12 - профилированная шайба (Д16Т); 13,19 - пистоны (нержавеющая сталь, труба 6x1); 14 - законцовка (Д16Т, труба 14x1, 4 шт.); 15 - болт М6х48; 16 - наконечник (Д16Т); 17 - передний узел крепления крыла (Д16Т); 18 - болт М6х60

Пилон кабины: 1 - верхний подкос (Д16Т, труба 30x2, L870, 2 шт.); 2 - поперечина (Д16Т, труба 30x2, L590); 3 - нижний подкос (Д16Т, труба 30x2, L600, 2 шт.); 4 - подшипник ШС-8 (2 шт.); 5 - задний узел крепления крыла (Д16Т, лист s8); 6 - болт М6х45 (12 шт.); 7 - кронштейн крепления амортизатора боковой стойки шасси (Д16Т, лист s2, 4 шт.); 8 - кронштейн крепления укосины (Д16Т, лист s2, 2 шт.); 9 - наконечник (Д16Т, 2 шт.); 10 - болт М8х102; 11 - пистон (нержавеющая сталь, труба 6x1, 2 шт.); 12 - профилированная шайба (Д16Т, 2 шт.)

Балка кабины: 1 - основа балки (Д16Т, труба 70x1,5, L2145); 2,3,4 - вкладыши (Д16Т, труба 67x1,5, L180, L800, L450); 5 - профилированная шайба (Д16Т, 2 шт.); 6 - распор (Д16Т, труба 35x1,5, L66); 7 - втулка под ось передней стойки шасси (нержавеющая сталь, труба 22x1, L86); 8 - седло педального узла; 9 - отрывная заклепка Ø5 (6 шт.); 10 - подшипник ШС-6 (2 шт.); 11,15 - кронштейны крепления подкосов боковых стоек шасси (Д16Т, пластина s5); 12 - болт М6х82 (2 шт.); 13,19 - подложки (Д16Т, пластина sl,5); 14 - подшипник ШС-8 (2 шт.); 16 - заклепка Ø2,5 (8 шт.); 17 - болт М6х20 (4 шт.); 18 - анкерная гайка Мб (4 шт.)



..

Рамка кабины: 1 - накладка (Д16Т, пластина s2,12 шт.); 2,6 - дуги (Д16Т, труба 35x2, L1650); 3 - опора спинки сиденья пассажира (Д16Т, труба 35x1,5, L830); 4 - опора сиденья пассажира и спинки сиденья пилота (Д16Т, труба 35x1,5, L870); 5 - опора сиденья пилота (Д16Т, труба 35x2, L940); 7 - радиусная бонка (Д16Т, 2 шт.); 8 - болт М6х95; 9 - болт М6х48 (6 шт.); 10,11 - пистоны (нержавеющая сталь, труба 6x1, 12 шт. L45 и 2 шт. L40); 12 - наконечник (Д16Т, 2 шт.); 13 - профилированные шайбы; 14 - болт M8x100


..

Моторная рама: 1 - передняя траверса (30ХГСА, труба 25x1,5); 2 - ложемент (30ХГСА, труба 32x2, 2 шт.); 3 - серьга (30ХГСА, полоса s3, 2 шт.); 4 - подкос (30ХГСА, труба 14x1, 2 шт.); 5 - втулка (30ХГСА, труба 10x1, 4 шт.); 6 - лонжерон (30ХГСА, труба 20x1,5, 2 шт.); 7 - передняя траверса (30ХГСА, труба 20x1,5)


..

Каркас корневой части крыла: 1 - корневая нервюра; 2,18 - короткие усилители (Д16Т, труба 52x1,5, L150); 3,17 - средние усилители (Д16Т, труба 55x1,5, L170); 4,16 - передний и задний лонжероны (Д16Т, труба 58x1,5, L2830 и L2800); 5,7,9 - подкосы (Д16Т, труба 30x1, L1255, L1295, L850); 6,14 - вставки (Д16Т, труба 55x1,5, L1100, L1900); 8,13 - длинные усилители (Д16Т, труба 52x1, L250); 10,25,29 - скобы (Д16Т, лист si,5); 11,19 - кронштейны с осями навески секций флаперона (по месту); 12 - болты М6х70; 15 - пистон (нержавеющая сталь, труба 8x1, L67, 2 шт.); 20 - буж (Д16Т, труба 28x2, L40, 6 шт.); 21,24,30 - болты М6х40 (6 шт.); 22 - косынка (Д16Т, лист s2, 2 шт.); 23 - накладка (Д16Т, лист s2, 4 шт.); 26 - профилированная шайба (2 шт.); 27 - болт М6х20 (5 шт.); 28 - ушко (Д16Т, лист s2, 2 шт.); 31 - упор (Д16Т, листз1,5,6 шт.); 32 - отрывная заклепка Ø3,5 (12 шт.); 33,40 - болты М6х80; 34,41 - профилированные дуги (Д16Т, труба 14x1); 35 - зашивка (Д16Т, лист s 1,4 шт.); 36 - растяжка (стальной трос Ø2,5, 2 шт.); 37 - болт М4х28; 38 - расчалка (Д16Т, труба 8x1, 4 шт.); 39 - болт М3х25 (4 шт.).

Показана правая половина каркаса. Левая половина - зеркальное отражение

Каркас концевой части крыла: 1,10 - передний и задний лонжероны (Д16Т, труба 55x1,5, L2200, L2450); 2 - упоры (Д16Т, лист sl,5, 6 шт.); 3,12 - скобы (Д16Т, лист si ,5); 4,7 - усилители (Д16Т, труба 52x1,5, L300); 5 - законцовка (Д16Т, труба 25x1,5, L1180); 6 - раскос (Д16Т, труба 30x1, L855); 8 - растяжки (стальные тросы Ø2,7); 9 - тройник (нержавеющая сталь, лист s3); 11 - ось навески секции флаперона (стержень Ø6 с резьбой и гайкой М6 на конце); 13,23 - отрывные заклепки Ø3,5; 14 - буж (Д16Т, труба 28x2, L35); 15 - болт М6х42 (2 шт.); 16 - болт М6х70 (2 шт.); 17 - лепесток (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт.); 18 - коуш (4шт.); 19 - заделка троса (нержавеющая сталь, лист si,5, 8шт.); 20 - болтМ5х40;21 - заклепка Ø2,5; 22 - анкерная гайка М5; 24 - перемычка (нержавеющая сталь, лист s2); 25 - штырь; 26 - пружина; 27 - фиксатор.

Показана правая половина каркаса. Левая половина - зеркальное отражение


..

Подкосы крыла: 1 - передняя вилка (30ХГСА); 2 - пистон (нержавеющая сталь, труба 6x1, 4 шт.); 3,8 - стержни (Д16Т, труба 30x1); 4,10 - обтекатели (Д16Т, труба 50x1, профилированная); 5 - задняя вилка (30ХГСА); 6 - гайкаМб; 7 - стакан (Д16Т); 9,15 - надставки (Д16Т, труба 30x1, разрезная); 11,14 - накладки (Д16Т, лист s2); 12 - нижняя вилка (30ХГСА); 13 - болт М8

Хвостовая балка: 1 - балка (Д16Т, труба 70x1,5); 2 - тяга (Д16Т, труба 20x1); 3,15 - щеки (сталь, лист si); 4,9 - петли крепления к балке кабины (сталь, лист s3); 5,8 - блоки тросовой проводки управления рулем направления (Д16Т); 6,11 - дуги качалки управления рулем высоты (сталь, лист s2); 7 - вставка (Д16Т, труба 67x1,5, L120); 10 - болты М8; 12 - распорка (сталь, труба 12x1, 2 шт.); 13 - подшипник ШС-6 (2шт.); 14 - болт М6; 16 - обойма (сталь, труба 28x1); 17 - втулка (фторопласт, труба 28x4); 18 - отрывная заклепка Ø4 (6 шт.)



..

Каркас секций флаперона: 1,13 - передние лонжероны (Д16Т, труба 50x1, L2433, L2505); 2,5,6,9,11,14 - усиленные нервюры (Д16Т, лист s0,8); 3,7,12 - задние лонжероны (Д16Т, труба 14x1, L820, L1473, L2505); 4 - рядовая нервюра (Д16Т, лист s0,5, 13 шт.); 8 - штырь 06 соединения секций (нержавеющая сталь); 10 - промежуточный кронштейн навески секций; 15 - ось навески флаперона (болт М8х30); 16 - болт М5 (3 шт.); 17 - сошка (Д16Т, пластина s5); 18 - подшипник ШС-6. Показан каркас секций правого флаперона. Каркас секций левого - зеркальное отражение

Каркас стабилизатора: 1,2,5,7 - нервюры (Д16Т, лист s0,5); 3 - вставка (Д16Т, труба 28x1, L150); 4 - передний лонжерон (Д16Т, труба 30x1, L1217); 6 - задний лонжерон (Д16Т, труба 32x1,5, L1245); 8 - отрывная заклепка Ø2 (20 шт.); 9 - заглушка (нержавеющая сталь); 10 - отрывная заклепка Ø4,5; 11 - болт М5х15 (2 шт.); 12 - кабанчик (Д16Т, лист s4); 13 - подшипник ШС-5; 14 - буж (Д16Т, труба 29x1,5, L300); 15 - соединительный штифт Ø4x35. Показана правая половина каркаса. Левая половина - зеркальное отражение. Буж крепится в левой половине; отверстие Д под соединительный штифт - только в правой

Каркас руля высоты: 1 - лонжерон (Д16Т, труба 30x1, L1219); 2 - законцовка (Д16Т, труба 14x1, L1800); 3 - нервюра (Д16Т, труба 14x1, L397, 2 шт.); 4 - втулка-буж (Д16Т, 4 шт.); 5 - винт М5х20 (4 шт.); 6 - шип (Д16Т, 2 шт.); 7 - втулка кабанчика (Д16Т); 8 - втулка (Д16Т); 9 - заклепка Ø3 (4 шт.); 10 - щека кабанчика (нержавеющая сталь, лист s1,2шт.).

Показана правая половина каркаса. Левая половина - зеркальное отражение



..

Подкос киля: 1 - передний (к крылу) наконечник (Д16Т); 2 - пистон (30ХГСА, труба 8x1, 2 шт.); 3 - подкос (Д16Т, труба 48x1,5); 4 - задний (к килю) наконечник (Д16Т).

Показан левый подкос. Правый - зеркальное отражение

Каркас руля направления: 1 - лонжерон (Д16Т, труба 30x1, L1486); 2,4 - нервюры (Д16Т, L560, L655); 3 - законцовка (Д16Т, труба 14x1, L2400); 5 - вставка (Д16Т, труба 28x1,5, L200); 6 - пистон (нержавеющая сталь, труба 6x1, L39); 7 - втулка кабанчика (Д16Т); 8 - щеки кабанчика (нержавеющая сталь, лист si); 9 - заклепка Ø2 (4 шт.)

Каркас киля: 1 - буж (Д16Т, труба 67x1,5, L360);2 - профилированная шайба (Д16Т, 2 шт.); 3 - передняя вставка (Д16Т, труба 28x2, L250); 4 - передний лонжерон (Д16Т, труба 30x1, L1445); 5,20 - пистоны (1Х18Н9Т, труба 8x1, L76); 6.19 - кронштейны для руля направления (нержавеющая сталь, лист s2); 7,18 - гнезда для опор руля направления (1Х18Н9Т, труба 8x1); 8 - перемычка (Д16Т, труба 12x1, L255); 9 - балка (Д16Т, труба 70x1,5, L600); 10 - ложемент (Д16Т, лист s3); 11 - обойма под стабилизатор (Д16Т, труба 35x1,5); 12 - отрывная заклепка Ø5; 13 - болт М5х40 крепления обоймы; 14 - подшипник (2 шт.); 15 - задняя вставка (Д 16Т, труба 28х 1,5, L200); 16 - фиксатор балки (Д16Т, лист si,5); 17 - усилитель (Д16Т, труба 67x2, L135); 21 - подкос (Д16Т, труба 30x1, L417); 22 - наконечник (Д16Т); 23 - люнета под руль направления (фторопласт); 24 - болт М5х40


Скачать чертежи (высокое разрешение) и статью (всего в архиве 1,1Мб)

Опубликовал:
загрузок 13762 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 57

[1] [2] [3]
1. Паша     (15 Февраля 2008, 20:42)
Отличный СЛА!!!!!!!!!
Подскажите, пожалуйста, где можно скачать побольше чертежей Птенца-2!!!!!!
Спасибо!!!!
2. Олег     (18 Февраля 2008, 14:00)
интересно а его можно сделать самому? если да то как и что понадобиться напишыте на мое мыло oleg_diudiuk@ mail.ru
3. Гость андрей     (1 Марта 2008, 06:58)
Мне самолет понравился все просто понятно и доступно. имею сам опыт конструирования СЛА
схема была практически эдентична.
terebkov
4. Гость     (1 Апреля 2008, 10:14)
как могу покупат ета птенец dark2
5. bemowenok     (30 Май 2008, 12:00)
техника жир, а с моторчиком нужно поиграться.
6. Гость     (25 Сентября 2008, 20:08)
круто
7. Гость     (16 Октября 2008, 16:34)
Везде повыгребали чертежи, а у вас - есть!
8. Котя     (19 Октября 2008, 16:38)
Здоровско!!! Молодцы! А как с постройкой на заказ? Прикидывали, во что обойдется?
9. летать хочу     (20 Октября 2008, 13:22)
А где купить можно его,этого Птенца?












10. Гость     (27 Октября 2008, 22:38)
Хотелось бы заиметь чертежи ультролайта "птенец"
11. Гость     (1 Ноября 2008, 13:10)
Хотелось бы заиметь чертежи ультролайта "птенец" помогите пожалуйста E-mail waldemarhein
12. летючийінвалід     (10 Декабря 2008, 15:25)
ми з віталом сидимо тут і дивимось порно і птєнца захотіли.......................................зробити...........не жопою а руками!!!!!!!!
13. Гость     (18 Декабря 2008, 12:50)
Делают его серийно в этом клубе, в г Кумертау при вертолётном заводе.
14. Гость     (24 Декабря 2008, 17:49)
как могу покупат ета птенец helvis
15. Гость     (28 Декабря 2008, 19:56)
А как на счёт нагрева двига в 30 гр-ю жару? Ведь у толкающих-первая проблема:плохое охлаждение движка...
16. Миркут     (15 Марта 2009, 12:38)
Здесь не все чертежи
Досадно!!!!
если у кого есть полностью все то пожалуйста поделитесь
Если что пишите ма мыло мне
mircut
17. Гость     (18 Марта 2009, 14:22)
Недели две назад летал на нём . Понравилось !
18. Гость     (21 Марта 2009, 20:13)
Где в Києве можна полетать на таких? Либо во Львове? melko_t
19. Гость     (25 Марта 2009, 15:13)
Ого я очень захотел самрму такой зделать пожалуйста если сможите отправте на мой имеил Sancho_men побольше чертижей и описаний "Птенец 2" буду очень благодарен
20. Гость     (25 Марта 2009, 15:20)
если сможите то напешите пожалуста сколько он примерно стоить и где его можно купить
буду очень благодарен
[1] [2] [3]

>> хотите задать вопрос или есть что сказать?
Написать комментарий

Имя:
 :)  ;)  :(  >:-[
 :D  B)  :-/  :-o
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.