[i]автор статьи - Дмитрий Шаповалов [/i]
Многие очень восторженно относятся к возможности изготовления самолета из кит набора. Сам процесс строительства и последующих полетов на таком самолете являются источником гордости владельца и также позволяют сохранить большую часть денег по сравнению с покупкой готового серийного самолета. Но, прежде чем купить кит набор для постройки пожалуйста рассмотрите и оцените следующие важные на мой взгляд пункты. Мне бы хотелось видеть как можно больше счастливых обладателей самолетов. Одним из способов достичь этого - убедиться в реалистичности Ваших ожиданий.
[h4]Для начала рассмотрите следующие вопросы:
[/h4]
- Имеете ли Вы достаточно времени и места для строительства самолета?
- Если Вы имеете семью, будут ли они поддерживать Вас в Вашем начинании?
- Насколько хорошо Вы знакомы с инструментами и можете разбираться в чертежах?
- Знаете ли Вы основные узлы самолетов, двигатели, электронику и как это работает?
- Обслуживали ли Вы самолет ранее (ремонт, диагностика, выполнение регламентов)?
- Любите ли Вы работать с ручным инструментом?
- Имеете ли Вы опыт решения различных технических проблем?
- Любите ли Вы учиться и познавать новое и не приводит ли Вас в замешательство возникновение проблемы, к которой Вы не были готовы?
Ничего страшного, если на некоторые из вопросов Вы ответили отрицательно, но будьте реалистами в Ваших способностях и ожиданиях.
Я уверен, что практически любой человек может построить самолет самостоятельно, если он имеет желание. Огромный рынок с множеством компаний производящих киты для постройки самолетов доказывает это в течении десятков лет. Качество деталей китов, чертежей и сборочной документации у разных производителей бывает разным, но в целом как правило позволяющим собрать и безопасно эксплуатировать построенный самолет в будущем. Тем людям, кто решил заняться постройкой собственного самолета в первый раз, нужно четко понять, что строительство займет достаточно длительное время и потребует много сил для успешного завершения. Так как Вы являетесь изготовителем своего самолета Вы несете всю ответственность за свою конструкцию. Никто кроме Вас не отвечает за собранное изделие. Сертификация и допуск к эксплуатации этого воздушного судна производится по правилам сертификации летной годности Единичного Экземпляра Воздушного Судна (ЕЭВС). Аналогично американскому типу сертификации experimental. Эти правила сертифификации ЛГ гораздо более мягкие и никоим образом не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к серийным воздушным судам. Наличие такой возможности сертификации дает шанс построить и эксплуатировать такое ВС при существенно более скромных расходах. Однако допуск к эксплуатации ограничивается частным некоммерческим использованием. По Российским законам, да и законам многих стран такую технику запрещается эксплуатировать в коммерческих целях. То есть оказывать какие-либо услуги и извлекать прибыль или вообще получать плату нельзя (в различных странах формулировки отличаются, но смысл похожий). В то же время существует большое количество китов для сборки самолета с очень большой историей, огромным суммарным налетом по типам и большим количеством эксплуатируемых единиц. Хорошим примером являются самолеты компании VAN's Aircraft (самолеты RV). К 2006 году суммарно их было построено и поднято в воздух более 4700 шт. Однако стоит понимать, что самолет, построенный из кита и самолет серийно выпущенный на авиазаводе - две большие разницы. Почти каждый самолет построенный из кита является уникальным. При инспектировании Вашего самолета Вы должны будете показать, что все его компоненты сконструированы и собраны в соответствии с требованиями летной годности для ЕЭВС (experimental).
[h4]Рецепты для "головной боли"[/h4] [b]Составление графиков[/b] и назначение конкретного срока первого полета самолета. Графики для того и создаются, чтобы они нарушались. Часто, строители имеют семью и карьеру, которая является более важной, чем постройка самолета.
[b]Изменение конструкции.[/b] Строители самолетов из китов могут вносить любые изменения в свою конструкцию, однако необходимо четко понимать что Вы делаете и представлять последствия своих действий. Многие модификации отнимут гораздо больше времени, чем может первоначально показаться. Некоторые изменения могут оказать значительное влияние на изменение прочностных или летных характеристик конструкции в худшую сторону.
[b]Применение неавиационного двигателя[/b]. Установка неавиационного или кустарно переделанного под авиацию двигателя обычно ведет к необходимости решать большое количество связанных с этим проблем. Зачастую использование такого рода силовых установок приводит к получению мощности и надежности двигателя меньшей, чем ожидается.
[b]Чужие советы.[/b] Многие наблюдатели, увидев Ваш проект в процессе постройки, считая себя экспертами в этой области, будут давать море советов по изменению конструкции. Послушайте эти советы, но прежде всего читайте документацию по сборке Вашего кита. Если Вы не уверены - обратитесь к людям уже построившим именно эту модель или к производителю.
Строительство самолета дорогое занятие. Все хотят сэкономить. Экономия не должна вредить качеству строящегося самолета, а что ещё более важно не должна урезать и семейный бюджет во имя его строительства. Соблюдайте разумный баланс.
Распределите свои затраты правильным образом. Более дешевый двигатель например, может в последствии увеличить время сборки и не дать той надежности и мощности, на которую расчитывали. Приобретайте дорогие части только тогда, когда они Вам станут действительно необходимы. Совершенно новый навороченный EFIS, купленный за 2 года до установки в самолет может морально устареть ко времени первого включения.
Строительство собственного самолета, возможно станет одним из самых увлекательных занятий в Вашей жизни, но возникающие проблемы будут сопутствовать этому делу. Не отчаивайтесь столкнувшись с первой проблемой, каждое найденное решение только добавит Вам сил и уверенности в себе.
[h4]Первый полет и летные испытания.[/h4] Во время постройки самолета поддерживайте свои летные навыки. Не проводите летных испытаний своего самолета тщательно не подготовившись к этому и не имея опыта. В случае даже минимальной неуверенности поручите это более подготовленным пилотам или летчику-испытателю. В России по законодательству летные испытания может проводить только летчик-испытатель, в других странах это может сделать достаточно подготовленный пилот.
Не жалейте времени на подготовку к первому полету и тестированию работоспособности всех устройств и механизмов самолета.
Будьте оба (Вы и самолет) полностью готовы к проведению летных испытаний.
[h4]Авиашоу[/h4] Забудьте затею - удивить окружающих пилотированием своего самолета на низких высотах, в перевернутом полете, бочками, петлями и прочей ерундой. Дайте возможность выполнять эту задачу профессиональным пилотам на авиашоу. Вполне достаточно демонстрации вашего самолета на стоянке авиашоу плюс грамотного и безопасного прохода и взлетов/посадок.
То, что самолет может производить взлет и посадку на короткие неподготовленные площадки не говорит о том, что и Вы можете делать это без подготовки.
[h4]Дополнительные советы перед покупкой кита[/h4] Перед покупкой посетите компанию производящую или поставляющую выбранный кит набор. Ознакомьтесь с комплектом деталей, чертежами, документацией и по возможности пройдите тренинг по сборке.
Отдавайте предпочтение кит наборам имеющим описание по сборке и прочую документацию на родном языке. Лучшим вариантом является наличие производителя или дилера в своей стране.
Не экономьте и не забывайте о технической поддержке. Лучше два раза спросить, чем один раз переделать.
Обязательно полетайте на том типе самолета, который Вы выбрали. Формы и технические характеристики бывают обманчивы.
Пообщайтесь с людьми, которые уже строят этот тип самолета. Задавайте побольше вопросов и ни в коем случае не торопитесь с покупкой.
[i]Удачи вам![/i]
Опубликовал:
загрузок 383
(размещено 1 Января 1970)
версия для печати