БИБЛИОТЕКА
!
Вход

главная страница

новости проекта
опросы
соревнования

авиамодели
воздушные змеи
ла
библиотека

гостевая
раздел авиационной литературы

Пятое поколение исстребителей - что это?

Илья Крамник, Lenta.ru

Очень часто на авиационных форумах люди спрашивают, что же такое пятое поколение и как его отличать от всех других? И при этом многие специалисты обсуждают этот вопрос, пытаясь найти истину.
Как и следовало ожидать, ничего сложного в этом нет, а озадаченность появляеться от того, что в мире не совсем четко определено само понятие "Пятое поколение", и потому (изредка) оно может становиться предметом споров.
Эта статья очень хорошо рассказывает о различиях между различными поколениями истребителей.


Четвертое поколение реактивных истребителей, вышедшее на сцену в середине семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века, понемногу уходит. Перевооружение ВВС ведущих стран мира, запоздавшее на 10 лет, набирает обороты. Темп гонки задают США, которые в очередной раз принимают на вооружение новейшие истребители раньше остальных стран из числа ведущих авиапроизводителей. Но, чем больше говорится об истребителях пятого поколения, тем чаще задается вопрос: а что это такое? Какими характерными признаками должен обладать самолет, чтобы быть причисленным к машинам новейшего типа? Как вообще определяется принадлежность машины к тому или иному поколению?

Первое поколение

Первое поколение, родившееся в середине-конце 40-х годов, просуществовало относительно недолго. От винтовых истребителей конца Второй Мировой войны первые реактивные самолеты отличались, помимо двигателя, большей на 150-200 километров в час скоростью, рабочим потолком в 13-15 тысяч метров против 10-11, заметно худшей чем у винтовых машин маневренностью. Вооружение и прицельно-навигационное оборудование оставалось практически таким же что и раньше - 2-3 пушки или 4-6 крупнокалиберных пулеметов, оптический прицел. Наиболее известными и характерными представителями первого поколения являются истребители МиГ-15 и F-86 Sabre. Дистанции воздушного боя в те времена не превышали нескольких сотен метров, и разгоревшиеся над Кореей бои, где впервые сошлись реактивные машины, практически не отличались от воздушных боев второй мировой. Со временем, характеристики машин становились лучше, и последние образцы истребителей первого поколения - такие, как МиГ-19 или F-100 Super Sabre - дости! гли сверхзвуковых скоростей. Кроме того, ряд машин первого поколения прошел модернизацию, получив радары и управляемые ракеты.

Второе поколение

Реактивные истребители второго поколения, появившиеся на свет к середине 50х годов изначально проектировались как машины превышающие скорость звука в 1,5-2 раза (максимальные скорости достигли значений 1800-2200 километров в час), оснащенные радиолокационными станциями, и ракетами "воздух-воздух" с тепловыми (инфракрасными) и радиолокационными головками самонаведения. Ракеты и радар позволили компенсировать возрастание скоростей, увеличив дистанции воздушного боя и сохранив летчику хотя бы минимальное время на принятие решения. В это время с самолетов исчезают пушки - в эйфории "всемирной ракетизации" они повсеместно объявляются устаревшими. Совершенствование боевых машин идет путем непрерывного наращивания максимальной скорости и потолка полета. Наиболее яркие представители второго поколения - МиГ-21 в СССР, Мираж-III во Франции, и F-104 Super Starfighter в США служили в ВВС десятков стран мира долгие годы, причем МиГи и "Миражи" остаются в строю до сих пор.

Третье поколение

Не успели машины второго поколения стать массовыми, как из ангаров КБ и авиазаводов выкатили первые истребители следующего, третьего поколения. Рост цен на современные истребители, тогда уже ставший заметным, потребовал сделать реактивные машины многоцелевыми. Именно способность выполнять различные задачи, и помимо завоевания господства в воздухе атаковать наземные цели с помощью управляемого оружия - стала отличительным признаком машин нового поколения. Повышение возможностей машины произошло благодаря прогрессу в электронике, появились компактные и мощные радары и оптические системы, пригодные для размещения на самолете. Возросший вес новых машин был компенсирован появлением мощных и вместе с тем экономичных двигателей.

F-4 Phantom II и МиГ-23, созданные, соответственно, в начале и конце 60-х годов, считаются самыми заметными представителями своего времени, но третье поколение породило и целую плеяду специализированных машин, которые относят к нему из-за наличия мощного и разнообразного прицельно-навигационного оборудования и соответствующего ракетного вооружения. Такими самолетами, например, являются перехватчик МиГ-25 и ударные машины Су-24 и "Торнадо".

Третье поколение создавалось еще во времена повышенного увлечения ракетным вооружением, и ничего кроме разнообразных ракет новые самолеты поначалу не несли. Воздушный бой во время их проектирования сводился к решению математической задачи - перехват скоростной маломаневренной цели еще более скоростной и столь же маломаневренной ракетой. Но десятилетняя вьетнамская война и арабо-израильские конфликты продемонстрировали всем, что такая точка зрения ошибочна. Нагруженные боеприпасами многоцелевые "Фантомы" 3-го поколения не могли идти на сверхзвуковой скорости, и становились жертвами маневренных МиГ-17 - истребителей 1-го реактивного поколения с традиционным пушечным вооружением. МиГи-21, принадлежавшие ко второму поколению и отличавшиеся за счет мощного двигателя и малого веса изрядной маневренностью и высокой скоростью стали еще более опасным противником для идущих практически по прямой ударных машин. В боях над Синаем вновь возродился маневренный воздушный бой - МиГ-21 и Мираж-III доказали, что высший пилотаж рано списали со счета.

Четвертое поколение

В результате, 4-е поколение реактивных истребителей, создавалось на основе компромиссов. Истребитель должен сохранять высокую скорость - не менее двух скоростей звука на большой высоте - и иметь возможность прорыва системы ПВО на сверхнизкой высоте и околозвуковой скорости. Его летные характеристики должны позволить вести маневренные схватки с применением пушек и ракет ближнего боя. Радар истребителя должен иметь возможность одновременного слежения и наведения оружия по нескольким целям вне дистанции прямой видимости. "Героями нашего времени" стали американские F-15, F-16, F-18, французский Мираж-2000, советские МиГ-29 и Су-27. Скоростные и высотные характеристики многоцелевых истребителей нового поколения не возросли, а иногда даже слегка упали. Рекорд скорости остался за специализированным перехватчиком МиГ-31, неприспособленным для маневренного воздушного боя, но причисленным к четвертому поколению за счет мощнейшей РЛС.

Помимо роста возможностей самих истребителей, смена поколений характеризовалась постоянным совершенствованием системы управления воздушным боем. Истребители первого поколения наводились с земли по радио на основе информации наземных РЛС или визуального наблюдения, истребители второго поколения уже имели собственную РЛС и могли наводиться как с ее помощью, так и с помощью наземной РЛС в автоматическом режиме. Истребители третьего поколения получили возможность взаимодействия сразу с несколькими станциями наведения и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Четвертое поколение расширило эти возможности благодаря многоканальным радарам и возможностью взаимного наведения самолетов в группе. Самолет стал частью воздушно-наземного комплекса, ответственного за обнаружение, сопровождение и уничтожение цели.

Пятое поколение

Работа над пятым поколением реактивных истребителей стартовала в начале 80-х годов XX века и сразу уперлась в споры по определению принадлежности того или иного проекта к пятому поколению. Вопрос скорее философский, нежели технический, но на его решение потребовалось полтора десятка лет. США объявили характерными признаками самолетов пятого поколения пониженную радиолокационную заметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость. СССР, а затем Россия добавили к этому списку качеств сверхманевренность. Все участники процесса сошлись на том, что истребитель должен иметь радиолокационное оборудование, позволяющее обнаруживать цели не только в передней, но и в задней полусфере. И, пожалуй, наиболее характерным признаком истребителя пятого поколения является высочайшая степень интеграции машины в состав воздушно-наземного комплекса.

Огромные возможности, которые предоставляет бортовое оборудование машин пятого поколения могут быть полностью реализованы только при наличии соответствующей информации, поставляемой по различным каналам связи из множества источников - от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, самолетов электронной разведки, наземных РЛС, истребителей - соседей по группе, и т.д.

В отсутствие подобного комплекса, состоящего из десятков воздушных и наземных элементов, значительную часть возможностей машин пятого поколения просто нельзя будет использовать, и деньги, потраченные на закупку столь дорогостоящих истребителей, окажутся выброшенными на ветер. В результате истребители нового поколения будут практически бесполезны для развивающихся стран - невероятно дорогие сами по себе, они потребуют системы обеспечения, которую развивающиеся страны просто не смогут себе позволить.

В итоге, если учитывать критерий "системности" истребителя, то из множества проектов машин, родившихся в 90-е годы, останутся лишь три - уже строевой F-22, пока экспериментальный F-35/JSF, и ожидаемый в ближайший год отечественный И-21. Ни "Рафаль", ни "Еврофайтер", ни "Грипен" не являются машинами пятого поколения. Так же как последние машины на платформе Су-27 и МиГ-29 это многоцелевые машины 4-го "с плюсом" поколения, машины, представляющие ценность прежде всего сами по себе, а не как элемент сложнейшей боевой системы.

Опубликовал:
загрузок 4287 (размещено 1 Января 1970)

версия для печати
Комментариев: 3

1. Авиалюбитель     (19 Декабря 2006, 22:10)
Хорошо и чётко описано!
2. Egazoid     (6 Апреля 2007, 20:05)
Может подскажете где найти картинку нашего истребителя 5-го поколения?
3. Prohfesor     (12 Апреля 2007, 18:14)
Например:
http://www....php?ID=4246

А вообще попробуй в поиске "истребитель И-21", "Миг-1.44".
Охраняется законом об авторском праве. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.